Я технолог, я так вижу, или Кому нужны курсы повышения квалификации

2

Почему врачи и педагоги проходят курсы повышения квалификации каждые 5 лет, а специалисты, работающие в хлебопекарной отрасли, нет? Ведь даже самый опытный специалист не может знать все! Между тем, спрос на обучение существует, пожалуй, только у раскрученных блогеров, которые с удовольствием раскрывают всем желающим секреты ведения закваски и домашнего хлебопечения. Что происходит в хлебопекарной индустрии? Спойлер - ничего хорошего. Об этом ohlebe.ru на условиях анонимности сообщил источник в отрасли, ну, а мы, конечно, не упустили возможность рассказать об этом вам.  

- В России существует ряд  профессий, работники которых обязаны периодически повышать уровень своей квалификации или подтверждать соответствие текущему уровню. Это контролируется законодательно.

И правильно! Медицинская наука не стоит на месте, появляются свежие данные, способы диагностики, фармпрепараты... Педагоги на курсах знакомятся с новыми психологическими теориями развития детей, методологией подачи материала и прочим. И лишь технолог на хлебозаводе вынужден повышать квалификацию опытным путём: справляясь с новыми техзаданиями, решая задачи от маркетологов и изредка ухватывая какие-то статьи в интернете. Благо, в последнее время хотя бы они в доступе. 

Между тем, проблема в квалификации кадров  есть! И большая.

С одной стороны, на предприятия приходят молодые  сотрудники, зачастую имеющие лишь некоторое теоретически-поверхностное образование, а то и вовсе без профильной подготовки.

С другой  - на заводах работает целая гвардия опытных технологов, имеющих богатейший практический опыт, но со знаниями "времён Очаковских и покоренья Крыма".

В советские годы индустриальное хлебопечение было унифицированным и где-то несколько «закостенелым» в плане ассортимента. Это позволяло технологу десятилетиями работать на базовых знаниях. Но сейчас-то отрасль намного энергичнее,  "молодеет" и развивается: появляются новые малые и средние хлебопекарные предприятия, рынок формирует запрос на разнообразие вкусов и форм.

Батон нарезной и хлеб Дарницкий занимают все меньше места на полках, уступая новинкам, а также ремесленным и рустикальным изделиям.  

В идеале современный технолог должен уметь разрабатывать и внедрять новые сорта, корректировать качество традиционного ассортимента в соответствии с запросами потребителя.

Что на практике? А на практике ситуация печальная. 

Частый случай: на хлебозаводе  при аудите выявляются  существенные проблемы по качеству изделий. Владелец предпринимает попытки что-то решить, заказывает консультацию у стороннего эксперта. Главный технолог, как правило, воспринимает ее враждебно. И - сознательно или несознательно - саботирует рекомендации. Оно и понятно, мол, я уже 10-20-30 лет на производстве, сотни тонн выпустил, кто меня чему научить может? Что может знать пришлый эксперт? Как говорится, они слишком многое вложили, чтобы уверить всех в том, что они знают всё, и теперь не могут себе позволить выглядеть незнающими.  Хотя опыт показывает, что чаще всего все проблемы связаны с неправильным ведением закваски, выбором влажности или параметров техпроцесса.

Спросите любого технолога с большим стажем, нужны ли ему курсы повышения квалификации? И он скажет - нет, зачем, он все знает. А что - все? Безусловно, он помнит основы, что-то про свойства муки и другого сырья, основы технологии и параметры своих заквасок и опар, знает, в какую старую книжку посмотреть, чтобы уточнить.

 Даже самый опытный технолог не может знать всего. Что-то забывается, что-то кажется неважным, поэтому не принимается во внимание, что-то оседает в голове из Интернета, и нет базы разобраться с тем, насколько это соответствует реальности.

Так, появление «бездрожжевых» хлебов на закваске сваливают на маркетологов, хотя на самом деле создавали-то их в ответ на запрос руководства именно технологи. У которых знания о микрофлоре заквасок с институтской скамьи, мягко говоря, подзабылись.

Курсы повышения квалификации помогли бы любому технологу по-другому взглянуть на основы технологии, на способы решения проблем, связанных с колебанием качества муки в нашей стране, узнать технологические аспекты нового современного ассортимента, включая современный европейский рустикальный  хлеб, познакомится с новыми технологиями отложенного или холодного брожения, узнать новый ассортимент заквасок и основы биотехнологии, как управлять качеством и безопасностью заквасок.

Правда, есть и еще один важный вопрос: а у кого учиться? Многие технологи почему-то уверены, что знают больше, чем преподают на курсах повышения квалификаций, коих в нашей стране хватает. Хотя первое же тестирование выявило бы пробелы, а последующее обучение позволило бы точечно заполнить именно эти места. Но технолог никогда не признается руководителю, что он чего-то уже не помнит или где-то знает не до конца, а с новыми технологиями знаком лишь понаслышке. Ведь такое признание поставило бы под сомнение его компетентность в целом... Вот и получается - врачам и педагогам не стыдно идти на курсы за новыми знаниями или хотя бы за тем, чтоб "освежить" базу. А технологам - стыдно.

Да и руководство, в общем-то, не спешит тратить деньги на то, чтоб учить своих сотрудников. Что тоже понятно: нет уверенности, что затраты окупятся, ведь человек может уйти. Если бы на каждом производстве было предусмотрено обязательное повышение квалификации, на место ушедшего обученного специалиста пришел бы, возможно, новый, уже прошедший курсы на другом производстве. Но пока что это утопия.

Такая же серьёзная проблема у молодых технологов, а также у тех, кто приходит в отрасль без профильного образования. В лучшем случае многие из них проходили мастер-классы у известных блогеров. В худшем - постигали все на личном опыте.

Цитируя популярного нынче Конфуция, три пути ведут к знаниям: первый - размышление, и он самый благородный; второй - повторение, и он самый простой; третий - опыт, и он самый горький.

Говорил так древний китайский философ или нет, мы не знаем,  но те, кто открывает пекарни с нуля, чаще всего идут тернистым путём собственных проб и ошибок. Мучаются со спонтанными заквасками, нестабильным качеством, раздутым ассортиментом... Вот недавно владелец сети пекарен рассказывал СМИ о том, как они открывали первые заведения, с какими проблемами столкнулись, как их решали. Команда справилась, правда, ценой немалых убытков, но все же. Молодцы? Да! А можно было по-другому? Конечно. Пройти обучение, заказать проект у специалистов, чтобы потом не менять ассортимент, не перестраивать технологический процесс, не мучиться с вытяжкой и перемещением электророзеток... Так что и владельцам предприятий, и маркетологам  необходимо знать основы производства, чтобы понимать, как устроен процесс и не требовать при запуске новинок волшебства.


Печать  
Войдите, чтобы написать...
- осталось символов
Войти через соц. сети или ( Зарегистрироваться? )
Загрузка комментария ... Комментарий будет обновлен после 00:00.
  • Этот комментарий не опубликован.
    Дмитрий Воропаев · 2 мес.
    Ну почему же) обучением занимаются...поставщики инновационных сырьевых компонентов например) точно также как и указанная в статье медицинская сфера.
    Обучают те, кто продает! В том числе и те самые "люди в белых халатах", вещающие про глютен...
    • Этот комментарий не опубликован.
      Петр Бурковский · 2 мес.
      @Дмитрий Воропаев Обучают не только те, кто что-то продает. МПА, СПИУПТ, ВНИИХП и иже с ними проводят курсы повышения квалификация, не продавая ингредиенты. Кто ищет, тот найдет. Да и обучающие программы от ингредиентщиков и поставщиков оборудования не так уж плохи. Ведь появляется новое сырье и новое оборудование. И кто-то должен показывать, что с ним делать. Да и освежить знания никому еще не мешало.