Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства РФ, состоявшегося 21 июля 2021 года. В частности, ФАС России должно обеспечить мониторинг формирования цен на продовольственные товары, реализуемые через торговые сети. Первый доклад на президентский стол должен лечь до 1 сентября, далее доклады ожидаются один раз в квартал. Задали вопросы игрокам рынка о возможных последствиях этой инициативы.
Российская гильдия пекарей и кондитеров на новость отреагировала так: «Президенту, конечно, виднее, кому поручения давать, но объективность мониторинга вызывает у нас вопросы, потому что никто не знает его методику проведения».
Андрей Сущенко, председатель правления Ассоциации пекарей и кондитеров:
«Все мы знаем, что в сентябре выборы, и стоит подождать и посмотреть, насколько эта инициатива будет постоянной. По логике вещей, после мониторинга должны приниматься определённые меры, направленные на изменение ситуации. Что это будут за меры, мы тоже пока не знаем. Но те субсидии, которые были выделены в этом году, ситуацию не изменили: сырьё продолжает дорожать, а сети сдерживают повышение цен от производителей.
Никто добровольно не хочет снижать свою норму прибыли, это может произойти только под давлением. Производителям уже некуда снижать больше. Многие предприятия работают на уровне нулевой рентабельности, и повышение отпускных цен неизбежно, осталось только договориться о том, когда это произойдёт и на сколько».
Ещё один собеседник ohlebe.ru на условиях анонимности сообщил:
«У сети есть такое понятие, как норма прибыли по контракту, и если они должны получить доход, они его получат. Либо опять всплывут проценты под прикрытием маркетингового бюджета, либо 5% коммерческих вернутся. Либо будет категория социально значимых продуктов, на которые не поднимут цены, а это основной оборот предприятий. На функциональные товары можно будет поднять цены, но это копейки в обороте. Итого, кого-то ждёт кассовый разрыв».
Ирина Снегова, генеральный директор компании «Любимый Край»:
«Практика мониторинга цен давно внедрена Минпромторгом, это маркер продуктовой инфляции. На данный момент несколько наших SKU также входит в мониторинг и периодически есть запросы на подтверждение цены. Ранее правительство заявляло о том, что будет сдерживать продуктовую инфляцию, поэтому введение мониторинга не является новостью – скорее всего он будет надолго, вопрос лишь, как и для чего его будут использовать.
Мониторинг – это очень сложная процедура, особенно если надо показать динамику изменения отпускных цен. У сетей есть большое количество правил по формированию полочной цены, несколько уровней скидок, поэтому они могут существенно отличаться в соседних магазинах, сравнивать like-to-like очень тяжело.
На данный момент сети устанавливают наценку в зависимости от наличия конкурентов, от уровня дохода, у каждого федерального игрока есть несколько уровней цен. Помимо этого, федеральные сети могут устанавливать свою дополнительную наценку как в регионе, так и в конкретной торговой точке. И наценка (скидка сети) может составлять до 25-30%, в случае, если необходимо нарастить товарооборот, например. При этом общая норма прибыли у сети сохраняется за счет товарооборота, регионов, где можно ставить высокую наценку, за счет перевода большой части затрат (хранение, доставка, промо, и другие) на поставщиков. Любые переговоры с сетями об уровне доходности вызывают много негатива, и ни к чему хорошему не приводят.
Производители сейчас находятся под давлением двух сторон. С одной стороны – торговые сети, которые имеют большое влияние на поставщиков и большие объемы, отказаться от сотрудничества с сетями любому производителю очень сложно. На данный момент мы видим, что ритейл не готов снижать наценку для работы с собственной эффективностью. С другой стороны – поставщики сырья, которые тоже работают в рыночных условиях, и сразу переносят рост своей себестоимости на клиентов. Поэтому диапазон цен на сырье небольшой.
Производителей продуктов питания очень много, поэтому именно они оказываются в самой слабой позиции.
В этом году производители столкнулись с большим ростом себестоимости, но при этом повышение цены на полке многие сети не принимают или откладывают его на несколько месяцев, обосновывая это рекомендациями Минпромторга. Когда в стране сложная ситуация, правительству важно сохранить доступность продуктов питания, но, к сожалению, за это пока платит только производитель. Поддержки производителям со стороны правительства также не оказывается. Многие компании находятся на грани выживания, и им бы очень помогло, например, снижение НДС на продукты питания во всех группах до 10% или снижение налога на имущество на 1-2 года».
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх