Об этом рассказала представитель аналитической компании Александра Гордеева в ходе конференции Пищевка3D.
Согласно исследованию NielsenIQ, доля кондитерских изделий занимает второе место во всей продовольственной индустрии (20,3%), уступая лишь молочной продукции (доля продажах категории 29,3%) и обгоняя напитки с долей продаж в 17%. Данные по динамике продаж категорий за 12 месяцев (по март 2023 года) показали рост кондитерской категории на 19,8% в денежном выражении. Таким образом, кондитерка обогнала даже бурно растущую категорию снеков, который прибавили 18,2% в денежном выражении за указанный период времени.
В натуральных объемах продаж ни одна из индустрий не показала роста по сравнению с прошлым годом. Но именно кондитерская индустрия меньше всего упала — минус 3 %, кроме того падение было низким у снеков — минус 3,2 %, отметила эксперт.
Темпы роста денежных продаж кондитерских изделий удвоились в большинстве категорий по сравнению с прошлым годом, причиной этому Александра называет инфляцию. Бессменным лидером по продажам на протяжении нескольких лет являются шоколадные плитки (по последним данным, в денежном выражении они занимают 17,2% рынка). Второй по популярности категорией стало сладкое упакованное печенье (13,1% в 2023 г.). Высокие темпы роста продаж показывают шоколадные батончики (большой прирост по объему и деньгам за прошлый год). Схожую с батончиками динамику демонстрируют вафли и пряники (рис. 2).
Кондитерские изделия росли за счет регулярных продаж. Однако с мая 2022 года ускорилось сокращение ассортимента (в кондитерских изделиях сокращение составило 10-12%) и рост продаж на промоакциях.
Сладкое упакованное печенье — второй по значимости сегмент кондитерской индустрии после шоколадных плиток. Основные объемы в денежном выражении приходятся на сахарное печенье (26,5%), печенье с начинкой (24,7%) и сдобное печенье 14,4%). Другие сегменты печенья меньше, но имеют растущие доли, пользующиеся спросом, в которых можно наращивать присутствие, предлагая новые продукты.
Ожидалось, что компании из топ-10 освободят место на полке после ухода части брендов с российского рынка, однако Александра Гордеева прокомментировала, что развитие такого тренда вряд бы реализовалось, так как у большинства крупнейших брендов производство давно находится в России, кроме того, портфель состоит из марок, которые ассоциируются у покупателей исключительно с российскими корнями. При этом по приросту доли продаж среди сладкого печенья лидируют собственные торговые марки ритейлеров (доли продаж СТМ выросли с 10,5% в марте 2022 года до 12,4% в марте 2023). Эконом и премиум печенье сокращают долю в пользу СТМ и среднего сегмента.
Вклад повышения цен стал одним из ключевых драйверов развития денежных объемов сладкого печенья, отметила представитель NielsenIQ. Второй фактор — спрос. Сокращение дистрибуции и ассортимента продукции негативно повлияли на продажи, небольшой негативный эффект также оказало изменение размера упаковки.
Онлайн-канал оказался более значимым для сладкого печенья, чем для других кондитерских изделий: темпы роста сладкого печенья в онлайне значительно превышают развитие офлайн-розницы (44,5% в денежном и 25,1 % в натуральном выражении составил прирост за 12 месяцев до марта 2023 г.)
Рис. 4. Категория вафель, доли продаж сегментов и динамика. NielsenIQ
Что касается категории вафель, то здесь наибольший вклад в объемы продаж вносит самый крупный сегмент — традиционные вафли (66,9%), вафельные трубочки на втором месте (18,3%) и шоколадные вафельные торты (10%), Объем продаж в категории за 12 мес. (до марта 2023 года) снижался, за исключением вафельных трубочек и вафельных батончиков, которые показали небольшой рост продаж ( (33,3% и 17,6% соответственно).
Бренды также сократили размер упаковок, что привело к сокращению объема продаж. Частные марки средней ценовой категории растут, СТМ лидируют в темпах роста продаж. СТМ имеют очень сильные позиции и в категории вафель (рост с 12,6% до 13,4% за 12 месяцев до марта 2023 г.)
Рис. 5. Категория пряников, доля продаж сегмента, динамика. NielsenIQ.
Третий по темпам роста продаж сегмент — пряники. 85% продаж пряников приходится на упакованную продукцию. По объемам растут два вида пряников — упаковки весом 400 грамм и упаковки в диапазоне от 151 до 349 граммов. Собственные торговые марки в категории сильнее укрепили свои позиции за счет пятерки крупнейших брендов и на март 2023 доля продаж пряников под СТМ составляла 22,5% (в марте 2022 г. — 19,5%). Рост цен стал ключевым драйвером развития пряников на фоне сокращения представленности SKU.
По мнению Александры Гордеевой, все больше потребителей начинают покупать товары онлайн. Этот тренд обусловлен удобством, экономией времени и возможностью сравнения цен. Онлайн-рынок будет продолжать расти, многие компании и бренды ориентируют свой бизнес на онлайн-продажи и усиливают свое присутствие в сети.
В целом, кондитерская индустрия демонстрирует устойчивость на рынке продовольственных товаров, заключила эксперт. Даже в условиях экономических трудностей она сохраняет статус перспективной отрасли с большим потенциалом. За счет популярности таких продуктов, как печенье, шоколадные плитки, вафли и пряники, а также за счет онлайн-каналов продаж, индустрия все еще может привлекать покупателей. Привлечению может помочь и расширение ассортимента, который пока что сужается. В этом смысле кондитерская индустрия закладывает источники для своего дальнейшего развития.
Еще по теме:
61% россиян для покупок ищут дешевые торговые сети
Ассортимент жевательной резинки увеличивается, спрос падает, а цены растут
О лидерах, трендах и направлениях экспорта: кондитерку обсудили на CONFEX
Россияне отдают предпочтение молочному шоколаду
Доля российских товаров повседневного спроса увеличилась до 83 %
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх