Крупные и средние хлебозаводы предпочитают в основном импортное оборудование, но есть российские модели, которые не уступают «иностранцам». Почему хлебопеки не хотят полностью оснащать производство отечественной техникой, узнала Ольга Великанова.
Не отрицая ряда преимуществ российских производителей, хлебопеки пока используют небольшой процент их продукции.
«Мы скоро открываем новый завод, на первом этапе у нас техника уже законтрактована, смонтирована, частично готова к запуску. Установлено оборудование европейских компаний, — рассказывает Владилен Фуфаров, генеральный директор «Смак», (Екатеринбург). — Я не отношусь предвзято к российской технике, но наши производители пока не прошли весь путь развития, как западные, чтобы достигнуть их уровня надежности и качества. На нашем действующем заводе тоже мало российского оборудования, около 3%. Пока иностранцы предпочтительнее».
Какие претензии хлебопеков к российским производителям? Часто это меньшая производительность и надежность. Наши любят говорить о большей бюджетности: курс евро снижается незначительно, чаще растет, и стоимость импортной техники выше. Но... «Подход российских производителей «у нас дешевле» не всегда оправдан. К нам пришли российские поставщики, продемонстрировали технику – аналог западной. Мы согласились, приобрели. В итоге: западный аналог, который уже был запущен, исправно работал, российская «реплика» довольно скоро была выброшена в металлолом», — делится опытом Владилен Фуфаров.
Однако не стоит чесать всех под одну гребенку, считают хлебопеки. Производитель производителю рознь, будь то иностранный или отечественный.
Александр Сергеев, генеральный директор АО Хлебокомбинат «Георгиевский» (Ставропольский край, г. Георгиевск), рассуждает: «Приоритет, конечно, — импортное оборудование. Но при этом мы оцениваем соотношение “цена – качество”. К отдельным российским производителям практически нет вопросов. Да, им есть к чему стремиться. В частности, чтобы техника была более автоматизированной. К другим компаниям отношение иное. Приведу пример. Две люлечные печи одного отечественного завода мы установили три года назад и сожалеем, что сделали такой выбор. В то же время с другими производителям работаем давно, и серьезных проблем нет. Например, ротационные определенной российской марки среднего класса приобрели лет 18 назад. Хорошие рабочие печи».
Он добавляет, что есть немецкие или швейцарские модели, которые зачастую надежнее, чем отечественные, хотя и цена отличается. «К примеру, у нас сейчас работают три печи чешского производства. И в сравнении с рядом отечественных аналогов лучше переплатить в два раза за импорт», — уверяет он.
Однако цена все же имеет значение. «Импорт выигрывает в заботе об условиях труда персонала на этом оборудовании, в надежности, у техники дольше срок службы, — считает Анатолий Павлов, заместитель директора «Тагилхлеб». — Ранее всегда старался брать импортное. Оно дольше работает. Но сейчас из-за курса рубля и ковидных ограничений ситуация сильно меняется. Да и доступность запчастей и сервисного обслуживания играет существенную роль».
Не всех хлебопеков полностью удовлетворяет ассортимент наших машиностроителей. «Оборудование, которые мы выбрали, многие российские компании просто не производят. Например, у нас будет линия по длинному хлебу, в России их просто нет, да и в Европе таких производителей единицы. Нужны крупные комплексные решения,» — делится опытом Владилен Фуфаров. «Кроме того, в этом сегменте российские компании проигрывают западным».
В тоже время, у наших производителей есть позиции, по которым они либо уникальны, либо не сильно уступают западу.
Александр Сергеев: «Важны национальные особенности ассортимента: оборудование для тех же сушек выпускают наши производители, у зарубежных аналогичного нет. Мы заключили контракт с одной из ведущих компаний в этом направлении, и все устраивает. Один из лидеров российского рынка нам устанавливал, например, комплексную систему растаривания, хранения и дозирования муки и жидких компонентов. Мы довольны. Аналогичное зарубежное стоит в разы дороже. По фасовке мы используем российское оборудование весьма достойного уровня. Но речь идет о промышленной технике. Небольших производителей для формата пекарен в России довольно много, для крупных — единицы», — уточняет он.
«Если бы я строил новый завод, то российское оборудование использовал бы частично. Если бы завод был полностью укомплектован отечественной техникой, он был бы неконкурентоспособен по сравнению с теми, где преобладает импорт. Ни по качеству, ни по производительности и автоматизации, ни по энергоемкости. По всем параметрам он бы проигрывал», — полагает Сергеев.
Аналогичного мнения придерживается и Фуфаров: «Очень многие производители сейчас занимают такую позицию: мы сделали западный аналог, но только дешевле. Но нужны ведь и свои разработки. У западных компаний свои бюро, которые разрабатывают новые линии. Я вижу, что наше машиностроение развивается, но еще не прошло тот путь, чтобы сравняться с европейским уровнем. В отдельных компонентах российские производители достигли нужной «планки», но это лишь некоторые позиции. Например, в системах дозации, ротационных печей, тестомесильных машин».
Он уточняет, что европейское оборудование тоже делится на классы: есть техника уровня «небольшого прайса», есть «премиум». «В низком и среднем сегменте отечественные машиностроители по ряду позиций конкурентоспособны, в высшем я не знаю таких компаний, которые могли бы соперничать с иностранцами», — говорит он.
Противоречивый момент — сервисное обслуживание. В последнее время в связи с пандемией, а также с тем, что иностранцы работают на глобальный рынок, нашим производителям они не всегда готовы помочь, если что-то случилось с оборудованием.
«Внимания и сервиса не всегда достаточно со стороны иностранцев. Российские более клиентоориентированны. От иностранцев помощи не дождешься», — подтверждает Анатолий Павлов.
Промахи в сервисе есть и у наших, и у зарубежных машиностроителей, говорят хлебопеки. Правда, оговариваются, что это не система — скорее, все зависит от компании.
«Например, ставим печь одного из крупных отечественных производителей за 12 млн рублей, она нас не устраивает, и ни сервиса, ни поддержки специалистов. Ставим аналогичную чешскую – пока мы не будем полностью удовлетворены, специалисты из Чехии от нас не уедут. Хотя все зависит от компании, есть и наши производители, которые по любому звонку консультируют, не ссылаясь на то, что истек срок гарантии,— делится Александр Сергеев. — Все зависит от руководителя компании, как он настроит работу. С иностранными производителями и их российскими дилерами мы не сталкивались со случаями, когда нам отказывали в сервисе или поставке необходимых запчастей».
Аналогичного мнения придерживается Владилен Фуфаров:
«Нельзя говорить обо всех иностранных производителях. Но раньше их отношение к российским клиентам было более внимательным, они в большей степени рассчитывали на развитие нашего рынка. Не все их надежды оправдались, как из-за политической ситуации, так и ситуации на российском хлебопекарном рынке, когда маржинальность снижается, и не всегда есть возможность инвестирования».
У российских производителей, пожалуй, есть возможность догнать иностранных, и даже в чем-то опередить. Качественная продукция есть, и многие стараются предлагать новое. Но это возможно лишь при системном подходе и активном совместном участии государства и бизнеса. Этого пока нет. Вот пример: Анатолий Косован, российский учёный в области экономики хлебопечения, академик РАН предложил создать центр российского машиностроения, где будут представлен весь спектр отечественного пищевого, в том числе хлебопекарного оборудования. Он оценил проект примерно в триста миллионов рублей. Но хлебопеки сомневаются в целесообразности такого центра: игра свеч не стоит.
«Во-первых, я не уверен, что на этот проект выделят инвестиции, ведь он требует постоянного финансирования. Во-вторых, не вижу смысла приезжать в такой центр. Все задачи можно решить либо в телефонных переговорах, либо при личной встрече с поставщиком. Есть конкретные поставщики, у каждого из них существует свой выставочный центр, этого вполне достаточно для коммуникаций и ведения продуктивного диалога», — считает Владилен Фуфаров.
С ним согласен Александр Сергеев: «Есть вариант, на мой взгляд, более оптимальный — мы приобретаем оборудование, заключаем соглашение с производителем о том, что приглашаем к себе на производство партнеров и хлебопеков из других регионов, чтобы они увидели технику в работе. От поставщиков получаем скидку, ведь для них это способ показать, как в реальности техника функционирует. Этот подход мы использовали не только для коллег и партнеров из других регионов России, но и с импортными производителями. Подобный центр не так уж необходим».
У российских производителей есть ряд других возможностей повысить конкурентоспособность и увеличить долю рынка.
«Наши также выигрывают в плане доступности запчастей, сервисе, ремонтопригодности, техподдержке. И, конечно, в цене, — полагает Анаталий Павлов. — Уверен, что наши догонят и перегонят. Потому что стоимость низкая. А это сейчас очень важно для отрасли, которая живет на крайне низкой рентабельности».
Чтобы «провал не проваливался», нужна господдержка, при этом скорее хлебопекам, чем машиностроителям, считают многие игроки отрасли.
«Сами машиностроители говорят, что поддержка нужна хлебопекам. Ведь мы — их конечный клиент, и если есть программа субсидирования для покупки российского оборудования, мы бы в нее включились по ряду позиций. Были программы возмещения до 50% по цене, если хлебопеки приобретали отечественное, они показали эффективность. Я понимал бы риски, но конечно, чаша весов при гарантии компенсации и цене в сравнении с импортом по отдельным машинам для нас склонилась бы в сторону российского», — резюмирует Александр Сергеев.
Фото: canva.com
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх