На фоне новостей об импортозамещении и уходе иностранных производителей с российского рынка отечественные компании начали выпускать «сникерсозаменители» — кондитерские изделия, по составу и внешнему виду похожие на известные шоколадки и батончики, но более выгодные по цене, к тому же местного производства. Мы спросили у юристов, что будет, если взять и начать выпускать товар, один-в-один похожий на знаменитые «Марсы», «Кит Каты» и «Сникерсы». И стоит ли вообще заниматься подобным копированием.
«Предполагаю, что в большинстве стран такие вопросы даже не возникали бы, так как есть определенный уровень уважения к чужим результатам интеллектуальной деятельности. Но отечественные производители часто оправдывают свои действия сложной экономической обстановкой, высокими налогами и другими обстоятельствами», — говорит Светлана Ускова, директор, управляющий партнер юридической компании «Усков и партнеры». Она считает, что отношение к защите и охране интеллектуальной собственности у отечественных и иностранных производителей сильно разнятся.
В последний год фиксируется увеличение заявок в Роспатент, тождественных или сходных с обозначениями иностранных компаний, которые сейчас не представлены в стране, подтверждает Ускова.
«Подача заявки на регистрацию товарного знака и даже прохождение этапа формальной экспертизы не означает автоматическое предоставление правовой охраны. Обозначение должно пройти также экспертизу по существу. На этом этапе происходит проверка обозначения на соответствие требованиям законодательства. Как отмечено в публикации Роспатента, наличие ранее зарегистрированного тождественного или сходного товарного знака, известных в России, является препятствием к регистрации заявленного обозначения”. Отказ в регистрации может быть связан как с ранее зарегистрированными товарными знаками, так и с возможностью введения потребителей в заблуждение», — процитировала публикацию Роспатента спикер.
Однако Светлана Ускова полагает, что ситуация может измениться. Если товарный знак не будет использоваться правообладателем больше трех лет, его можно аннулировать. Но в том случае, если если бренд очень известен, Роспатент может вынести отказ на основании введения потребителей в заблуждение. В настоящее время зарегистрировать бренд, имитирующий иностранный, невозможно. Спикер полагает, что производителям это и не нужно.
«Иностранные компании по-разному покидали российский рынок. В ряде случаев товарные знаки были переданы новым правообладателям или были заключены лицензионные договоры с указанием, что лицензия является исключительной. В этих случаях вполне вероятно получение претензий в связи с нарушением исключительного права. Я бы сказала, что использование упаковки, рекламы, названий и других идентификаторов иностранных компаний – это риски отечественных производителей. Для меня, как для потребителя, всегда приятно видеть оригинальную продукцию. Она привлекает внимание и говорит о том, что наши производители способны к здоровым конкурентным отношениям», — подвела итог Ускова.
То, что копирование — не лучший путь для отечественных производителей, считает и Станислав Солнцев из юридической фирмы «Солнцев и партнеры» (занимаются в т.ч вопросами интеллектуальной собственности). Это не только снижение конкуренции в юридическом смысле, но и получение товара худшего качества:
«Достаточно вспомнить спор между “Мираторгом”, который обвинил “Сытоедова” в паразитарной конкуренции, где суд по интеллектуальным правам указал: "паразитарная конкуренция, приводящая к созданию смешения товаров конкурирующих производителей, сама по себе направлена на перераспределение спроса и способна привести к убыткам в виде упущенной выгоды и, кроме того, может причинить вред деловой репутации конкурента», — говорит эксперт.
Фото: Мираторг
Если сильно хочется хоть отдаленно намекнуть потребителям об известном бренде своим продуктом, спикер рекомендует нанять профессионального неймера и обратиться к дизайнеру. Но грань очень тонкая, предупреждает юрист.
«Мы своим клиентам обычно рекомендуем нанять профессионального неймера, если хочется придумать интересный бренд, кто его придумает. И обратиться к дизайнеру, кто поможет сделать правильный, интересный дизайн, который может очень отдаленно напоминать об известном бренде, но не нарушать ни чьи права. Но эта грань очень тонкая. Поэтому мы все же рекомендуем создавать уникальные продукты и бренды. Это не так сложно, но зато куда дешевле, чем уничтожать тонны упаковок и рекламные материалы по всей стране».
Компания при желании может защитить практически любой аспект бренда. Александр Дубок из патентного бюро «Первоисток» напомнил, что компания MARS полностью защищает название Snickers. Поэтому никакой другой производитель не может использовать транслит или созвучно похожее название, даже если написано оно иначе — sneek-kers или «Сникерс». Mars также защищает сочетание фирменных цветов, лицевую часть упаковки, так что даже если отдаленно другой товар будет похож на Snickers, на производителя могут подать в суд.
И даже вкус продукта может быть защищен, если рецепт был запатентован, но конечно, в этом случае экспертиза будет несколько сложнее, и кроме того, не каждый рецепт можно запатентовать, он должен соответствовать определенным критериям.
«Но в целом если посмотреть динамику по судебным спорам, на наш взгляд к сожалению, она будет только расти. И даже если Роспатент по какой-то причине пропустил регистрацию товарного знака схожего с зарубежным, это не всегда является гарантией, что в дальнейшем знак не будет аннулирован и на вас не будет подан судебный иск. Примером тому — ситуация между The Coca-Cola Company и «Напитками из Черноголовки». Суд по интеллектуальным правам признал, что бренд Fantola действительно похож на Fanta. И это несмотря на то, что ранее товарный знак Fantola был зарегистрирован в Роспатенте и это решение поддержала Палата по патентным спорам», — сообщил Александр Дубок.
О том, что подражать ушедшему с российского рынка бренду «в лоб» не стоит, считает и Владислав Сивачев, партнер брендингового агентства Sivachevski. Гораздо лучше выйти на высокий уровень ассоциаций и создать похожее ощущение, так называемый гештальт.
«Например, для «Вкусно и точка» сделали букву М (на логотипе), а напиток Schweppes стал Shh…. Такой подход позволяет оставаться в правовом поле и, одновременно, быть знакомым брендом для потребителей. Гештальт-метафора может быть применена практически в любой сфере, в том числе и в кондитерской», — советует специалист.
Но копирование популярных брендов — удел не только иностранных компаний. Желание сделать копию известного продукта может быть вызвано и возможностью за счет более известного бренда повысить продажи своего продукта. Но судебные иски могут стоить компаниям миллионы.
Наиболее яркий пример произошел на российском рынке в начале года. Булочно-кондитерский комбинат «Черемушки» отсудил у «Фили-Бейкера» почти 11 млн рублей.
В КБК «Черемушки» посчитали, что дизайн изделия похож на фирменный их торт «Чародейка». Комбинат обратился в суд и потребовал компенсировать рыночную стоимость права использования дизайна упаковки в двукратном размере.
При этом, как рассказала патентный поверенный фабрики «Черемушки» Ольга Скатькова, скопировали не только упаковку и видоизменили название, но и повторили форму торта и даже размер упаковок был идентичен. На коробке «Чудофеи», которая выпускается с 2020 года, было написано «Любимая с детства», что также могло стать для потребителя отсылкой к более старшей «Чародейке». В компании отметили: к судебным разбирательствам важно было документально подтвердить каждый факт, на который ссылались в иске.
Спикер отметила, что самым частым объектом копирования в кондитерском бизнесе являются так называемые советские бренды — это названия или дизайн упаковок, которые появились во времена СССР, использовались в течение длительного времени, приобрели известность, заработали хорошую репутацию и доверие потребителей.
«Для любой компании-правообладателя это дорогой нематериальный актив. Для нас таким активом является «Чародейка», причем как само название, которое зарегистрировано Роспатентом в качестве товарного знака, так и упаковка торта. Именно «Чародейка» чаще всего является объектом копирования, причем нарушители используют без нашего согласия как само название «Чародейка» для мучных кондитерских изделий, так и занимаются переработкой дизайна упаковки этого торта», — отметила спикер.
На борьбу с копиями вышли АКОРТ и Русбренд, которые будут предотвращать появление на полках магазинов товаров, копирующих иностранные бренды. И хоть пока речь идет лишь о копировании брендов, которые продолжают работу в России и копиях СТМ, не исключено, что в будущем это коснется всех брендов, включая и кондитерские изделия.
Еще по теме:
«Черемушки» отсудили более 10 млн рублей у «Фили-Бейкер» за «Чародейку»
«Красный октябрь» начал борьбу за товарный знак «Проверенные временем» в суде
«Шармэль» хотят забрать у «Ударницы»
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх