Руководитель кондитерской фабрики «Акульчев» Сергей Акульчев сообщил РБК Татарстан, что цены на муку, маргарины, джемы, яйца, картон за последние 6 месяцев выросли на 50%, а на сахар — на все 120%. Кондитерские предприятия оказались зажаты в тиски: стоимость их продукции выросла минимум на 30%, но ритейлеры отказываются покупать товар с такой наценкой. Акульчев считает, что если ситуация не изменится, то это приведет к пустым полкам в магазинах и массовому закрытию предприятий кондитерской промышленности. Ситуацию с ценами на сырье для производства кондитерских изделий для OHLEBE.ru прокомментировали представители АСКОНД и "Руспродсоюз".
Вячеслав Лашманкин, исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД», подтверждает факт роста цен на сырье для производства кондитерской продукции:
— В конце 2020 года предприятия кондитерской промышленности действительно зафиксировали резкий рост цен на все основные виды сырья для производства кондитерской продукции (мука, масло растительное, сахар) и упаковочных материалов. Лидером по росту цен стал сахар. Так, в январе 2020 года оптовые отпускные цены на сахар составляли усреднено 20,4 руб./кг, в августе – 31, 23 руб./ кг, в сентябре — 39 руб./ кг, а в октябре-ноябре выросли до 47 руб./кг. В этом диапазоне — 45,4-47 руб./кг сахар и сегодня продается в опте для промышленных потребителей. Таким образом, по сравнению с январем 2020 года, уровень оптовых отпускных цен на сахар белый в марте 2021 года составил 220,6 % к уровню января 2020 года и это несмотря на то, что в сезоне 2019/20 переходящие товарные запасы сахара белого достигли максимальных исторических значений, а любые прогнозы по дефициту сахара в Российской Федерации в сезоне 2019/2020 были признаны ФАС России исключительно спекулятивными.
Лашманкин сообщил, что на 31 марта 2021 года по данным АО «Биржа Санкт-Петербург» цены на сахар белый составили $ 593,7 (45 тыс. руб. по официальному курсу ЦБ РФ 75,8 руб. за 1$), а на Лондонской бирже цены на сахар зафиксированы на уровне $ 420 за тонну. То есть внутренние цены на сахар на 41,3% выше мировых цен на этот вид продукции АПК, и это в условиях заградительных импортных пошлин в ЕАЭС и практически 100% обеспечении внутреннего конечного и промышленного потребления сахара в России за счет внутреннего производства.
Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления «Руспродсоюза», также подтвердил рост цен на сырье, в том числе на сахар. По его данным сырье для производителей кондитерки за последние 6 месяцев подорожало на 10 — 129% (в зависимости от вида сырья), сахар —на 40 %, сахарная пудра — на 29 %.
Что касается цен на сами кондитерские изделия, то по словам Дмитрия Леонова, предпосылки к росту себестоимости сегодня есть. Он отмечает, что пересмотреть цены удается далеко не во многих торговых сетях, что чревато банкротством предприятий.
Вячеслав Лашманкин приводит данные Росстата: в период с февраля 2020 года по февраль 2021 года рост цен находился в пределах от 2,5% до 7,5% в зависимости от категорий кондитерской продукции и добавляет:
— Наибольший рост за год, закономерно, продемонстрировали те категории кондитерской продукции, которые больше всего зависят от изменения цен на муку, растительное масло и сахар – зефир и пастила ( + 7,5 %), печенье (+7,3 %), пряники (+ 6,6 %). При этом оптовые отпускные цены на шоколад выросли за год всего на 3,8 %.
Чтобы не допустить кризиса на рынке кондитерских изделий необходимо принимать меры. Руководитель «АСКОНД» говорит, что для этого надо работать по двум направлениям:
— Первое: добиваться «стабилизации» в значении снижения цен на ключевые ингредиенты и упаковочные материалы до экономически обоснованных значений; второе – работать с предприятиями торговли над упрощенным порядком принятия изменения цен на готовую продукцию.
Ассоциация по обоим направлениям проводит адресную работу, активно взаимодействуя с Минсельхозом, Минпромторгом и другими ведомствами на федеральном и региональном уровне и предлагает свои варианты решений по механизмам стабилизации цен на муку, растительное масло и сахар. Вячеслав Лашманкин говорит, что эта работа будет успешной, если объединить усилия игроков кондитерского рынка в рамках отраслевой Ассоциации:
— Голос одной компании-производителя сегодня мало кому интересен, — заключает он.
В «Руспродсоюзе» считают, что субсидирование это не выход из ситуации, так как помощь доходит до некоторых предприятий:
— Такая поддержка вносит внутриотраслевые дисбалансы, поэтому лучше здоровой конкуренции и недопущению монополизации рынков рецепта пока не придумано.
Дмитрий Леонов добавляет, что надо еще подумать и о потребителе, не разрушая рынок, и считает, что здесь может помочь адресная помощь населению:
— Такие проекты обсуждаются на площадках профильных министерств и ведомств, — говорит он. — Их практическую реализацию в текущей экономической ситуации необходимо форсировать.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх