По сообщениям СМИ, исследовательский центр «Тинькофф Data» проанализировал трансакции более 13 млн потребителей и сделал вывод: в первом квартале 2021 года расходы россиян на продукты питания, одежду и базовые услуги увеличились на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. При этом отмечается, что в феврале текущего года россияне на 40% сократили траты на хлебобулочные изделия.
Как пишет издание «Ъ», такая ситуация складывается из-за того, что индексация прожиточного минимума отстает от темпов роста продуктовой инфляции. По данным Росстата, в феврале 2021 года потребительская корзина стала дороже на 16% по сравнению с февралем прошлого года. Индексация прожиточного минимума за указанный период составила всего 7,5%.
По словам экспертов, которых опросил «Ъ», падение спроса на хлебобулочные изделия связан с тем, что во время самоизоляции россияне стали выпекать хлеб дома, об этом свидетельствует рост продаж хлебопечек в апреле 2020 года. Тогда продажи хлебопечек на маркетплейсе Ozon взлетели на 310%.
Комментарий «Ъ» по поводу снижения потребления хлеба дал и исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев. В опубликованный на сайте материал вошел следующий текст: "Исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев не согласен с тенденцией снижения количества покупок хлеба: «Потребление хлеба в кризис, наоборот, растет»".
В распоряжении редакции OHLEBE.ru есть полный комментарий Айдиева, который он давал «Ъ». По его словам, говорить о снижении потребления хлеба в первом квартале 2021 года относительно этого же периода 2020 года пока преждевременно, так как пока нет статистических данных по хлебу за первые три месяца 2021 года.
— Снижение потребления в 2021 году относительно 2020 года скорее всего будет зафиксировано в будущем, так как отмечено, что в кризисные годы, как правило, потребление недорогих продуктов ежедневного спроса, в частности хлебобулочных изделий, растет, что связывают с определенным сокращением доходов большого количества потребителей.
Я вряд ли удивился бы, если подобный тезис звучал применительно к сравнению по второму кварталу, — отмечает Рустам Айдиев в своем комментарии для «Ъ». - Но вот сравнительное падение именно в первом квартале да еще и почти в половину, несмотря на то, что проводилось исследование, вызывает некоторый скепсис, поскольку период самоизоляции (а, соответственно, падение доходов граждан и вынужденное временное изменение их потребительских предпочтений) начал вводиться в регионах начиная с конца марта, то есть и конца первого квартала. До этого времени люди ходили на работу, часть приемов пищи приходилось на вне дома, работали все сегменты, включая HoReCa, потребление ХБИ в которых является альтернативным или дополнительным к домашнему потреблению ХБИ, приобретенных в точках розничной торговли.
Чтобы узнать, что происходит со спросом на хлеб и правда ли, что россияне стали на нем экономить, редакция OHLEBE.ru обратилась за комментариями к хлебопекарным ассоциациям.
В РОСПиК сообщили, что Гильдия ориентируется на официальные данные Росстата:
— Согласно данным Росстата розничные продажи хлеба в 2020 году составили 789,1 млрд рублей, что выше показателей 2019 года (778,6 млрд рублей) на 1,3%. Данных по 2021 году в Росстате пока нет. Что же касается аналитики Тинькофф — это скорее не релевантная выборка. Если бы исследовались расходы с карт Сбербанка, думаем, картина была бы другая. Нужно понимать, что это за целевая аудитория, которая пользуется картами Тинькофф. Скорее всего это молодежь. Отсюда и результаты исследования. Молодежь (следуя новомодным тенденциям) либо вообще исключает хлеб из рациона, либо покупает более дорогую продукцию (например, цельнозерновой хлеб).
Президент Российского союза пекарей Алексей Лялин отметил:
— В разгар пандемии, в период опасений и определенной неуверенности в том, как будет развиваться ситуация, спрос на хлебобулочные изделия повысился, где-то значительно. Сейчас ситуация более стабильная. Есть определенный обратный отсчет...Но некоторый спад не у всех, а где есть - он незначителен.
О небольшом спаде спроса на хлеб одного из производителей сообщил Валентин Максимов, исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров. По его словам, производитель находится в Тюменской области и имеет свои розничные магазины, а также поставляет хлеб в торговые сети. Этот хлебозавод отмечает переключение потребителей с более дорогого на более дешевый хлеб. При этом падения производства они не наблюдают.
Представитель АПК собрал информацию у членов организации: их данные противоречат "Тинькофф Data", но Максимов отмечает, что судить только по их Ассоциации нельзя:
— У нас сегмент более дорогого хлеба. В Ассоциации состоят организации, у которых есть своя розница, которая постоянно растет, то есть по сравнению с прошлым годом она у всех выросла. Соответственно, выросли объемы продаж хлеба. Никто не видит падения по объемам продаж, как в количественном, так и в финансовом выражении. Чтобы понять, начали россияне экономить на хлебе или начали потреблять его меньше, надо дождаться официальных данных Росстата. И уже на их основе делать выводы.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх