Рекордный урожай зерна в России вызвал у тех, кто к этому так или иначе причастен, не радость вперемешку с гордостью, а извечный русский вопрос: «как делить будем?» Персональное мнение Дмитрия Аркатовского.
Власть в лице Минсельхоза довольно не могла выбрать, кому же отдать обильный хлебобулочный пирог: бизнесменам, ориентированным на внутренний рынок или молящимся на рынок негоциантам. Интересанты, в свою очередь, с разных сторон пинали метафорического Буриданова осла, пытаясь добиться внятного решения. Но не на тех напали!
Предыстория
Битву за хлеб развязало предложение МСХ установить квоту на экспорт зерновых культур с 15 февраля по 30 июня 2021 года. Манёвр не понравился крупнейшим производителям продуктов питания. Инициативу Минсельхоза они нашли недостаточно эффективным механизмом, который мог привести лишь к очередному витку роста цен на зерно из-за активности экспортёров.
Протестанты, в число которых вошли Национальная мясная ассоциация, «Асконд» и «Русская мука», выступили за введение не квоты, а пошлин на экспорт зерна. По их мнению, это должно было спасти Россию от нехватки главного продукта. Представители пищевой промышленности подготовили письмо, в котором напомнили чиновникам о плачевной ситуации в позапрошлом веке, когда почти вся пшеница, собранная на полях Отечества, отправлялась за рубеж.
Вспомним о ней и мы. В те годы учёный и агроном А.Н. Энгельгардт писал: «А у нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба даже на соску ребёнку, пожуёт баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку – соси».
Ответом на смелую атаку пищепромовцев стало письмо Союза экспортёров зерна главе российского правительства Михаилу Мишустину и вице-премьеру Виктории Абрамченко. Авторы послания заявили, что появление пошлины затронет финансовое состояние экспортёров и сельхозпроизводителей. Мало того, мировой рынок не сможет спокойно воспринять это нововведение российских властей, что грозит России потерей внешних рынков сбыта.
Что же касается нехватки хлеба, то в нашей стране внутреннее потребление зерна составляет 80 млн тонн, а в этом году собрали почти 140 миллионов, напомнили зерновики. Так что, даже если на экспорт уйдёт 45 миллионов тонн, как запланировало министерство сельского хозяйства, то голодать россияне точно не будут.
Ни одну из сторон власть толком не поддержала и сражение на хлебном фронте и в эпистолярном жанре могло бы продолжаться еще долго. Однако погрузиться в процесс не позволила реальность.
Долго запрягали
Чиновники все же услышали мукомолов, которые неоднократно жаловались на высокие цены на пшеницу, усложняющие положение отрасли. МСХ запланировал неторопливо скомпенсировать отечественным мельникам до 50% от разницы между текущей ценой на зерно и средней среднемесячной за три предыдущих года.
Правда, деньги мукомолам посулили только в том случае, если они будут продавать хлебопёкам не менее 75% муки из приобретённого на вышеназванных условиях зерна. Что тут говорить, неплохой подарочек. Привело бы это вспомоществование к снижению цен на хлеб? А вот это вряд ли. Основное влияние на розничные цены оказывает торговая наценка, которая достигает, как подсчитали в Российском союзе пекарей, 35%.
Даже если цены на муку упадут на 10%, главный продукт подешевеет лишь на 2,5%. И это, уточню, доприлавочная цена. А ритейлеры вряд ли будут переписывать ценники в пользу покупателя.
Впрочем, Минсельхозу за поддержку мукомолов всё равно спасибо.
Ну а дальше все, как говорится, заверте…
Быстро поехали
Президент и премьер возмутились выросшими ценами. Сахар-песок подрос в рознице на 71,5%, подсолнечное масло на 23, 8%, мука на 12,9%, а хлеб на 6,3.
«Все инструменты сдерживания роста цен, во всяком случае по этим позициям, известны, нужно только своевременно реагировать на то, что происходит» - напомнил В. Путин.
Что ж. В министерствах освежили знания и незамедлительно установили предел оптовым и розничным ценам на сахар и подсолнечное масло.
Не хотелось бы о грустном, но все же мы историю помним чуть лучше: жесткое госрегулирование цен обычно ничем хорошим не заканчивалось.
И до четырех считать тоже умеем: на две позиции ценники подкрутили, а с мукой и хлебом-то чего ждать?
Ритейл, очевидно, терять маржу добровольно не станет, так что тут к гадалке не ходи — принуждать будут, куда деваться. А вот с мукомолами и хлебопеками вопрос открыт.
Мукомолам субсидии уже обещаны, поэтому рассчитывать на дополнительную поддержку им вряд ли стоит.
Хлебопекам же, как водится, останется только потуже затянуть пояса — что бы ни случилось, оставить страну без продукта №1 они просто не смогут.
Регулировались цены на хлеб раньше — будут регулироваться и впредь. Только теперь - намного жестче.
Есть о чем рассказать?
Вы можете предложить свою публикацию.