Производители макарон жалуются на нехватку твердых сортов пшеницы и резкое подорожание сырья, сообщает «Интерфакс». Это может привести к существенному увеличению стоимости конечной продукции. Минсельхоз опровергает: никакого дефицита, по официальным данным, в стране нет. Кто прав? Спросили мнения игроков рынка.
Источник цитирует гендиректора ОАО «Экстра М» Лоренцо Трашинелли, многие производители работают на старых запасах, которых хватит до конца 2021 г. А дальше придется закупать пшеницу нового урожая, цены на которую «будут очень высокие». Сырье подорожало с 28 000 руб. до 32 000-38 000 руб. за тонну из-за высокого спроса. Дорожают и материалы, которые используются при транспортировке.
Также бизнесмены отмечают: Россия отправляет слишком много зерна на экспорт, в частности, в Казахстан. Мировые цены на зерно резко увеличились из-за засухи в Канаде и США, что привело к повышенному спросу и увеличению экспорта из России. В качестве решения производители предлагают ввести заградительные пошлины на экспорт, которые удержали бы цены на внутреннем рынке.
Однако Минсельхоз не согласен с бизнесом. В ведомстве утверждают, что никакого дефицита твердой пшеницы в стране нет. Со ссылкой на данные Минсельхоза, источник приводит следующие данные: в прошлом году российские аграрии собрали 740 тыс. т твердой пшеницы. В этом году посевные площади твердых сортов расширены на 60 тысяч га. На начало этой недели собрано 326 тыс. т твердой пшеницы, что выше прошлогодних результатов на 64 тысячи тонн. Министерство также отмечает снижение объемов экспорта и рост импорта в этом году по сравнению с прошлым.
«Это значит, что производителям макарон помогать не хотят», — интерпретирует сообщение Минсельхоза отраслевой канал «Агрономика». Также канал публикует данные, что в некоторых регионах ситуация не такая благоприятная, как описывает Минсельхоз. В Башкирии на этой неделе завершили уборку зерновых и зернобобовых. Собрано 2,2 млн тонн зерна — в два раза меньше, чем в прошлом году. Причиной послужила аномальная жара, в результате которой пострадало 593 тыс. га сельхозугодий.
Андрей Гуров, генеральный директор «СИ Групп» (в состав входит «МаКоПр», производящая макароны «Шебекинские»), рассказал OHLEBE, что предприниматели остро ощущают проблему нехватки зерна. Причиной может послужить нежелание сельхозпроизводителями продавать зерно в ожидании дальнейшего подорожания:
«С августа и по сей день переработчики и производители макарон ощущают существенный дефицит твердого зерна.
По нашим данным, собрано не более 500 тыс. тонн, при доле фуражной пшеницы, не используемой для производства макарон, порядка 10-12%. Конечно, рады были бы ошибиться. С учетом «статистической погрешности» трудно сказать — это просто дефицит или что-то большее. Но очевидно, что это далеко не твердый баланс спроса и предложения, и уж тем более не избыток.
Нежелание сельхозпроизводителями продавать зерно в ожидании дальнейшего подорожания ощущают все компании отрасли. Какой фактор более значим для постоянного роста цен — дефицит зерна, завышенные ожидания или совокупность этих факторов, не очень ясно.
Но факт остается фактом: с лета цены на зерно увеличились почти на 50%. Это при том, что цены лета 2020 на 40% выше цен лета 2019.
Качественные макароны — это мука из пшеницы твердых сортов (твердого зерна) и вода, других ингредиентов нет. Так что выводы очевидны», — прокомментировал он ситуацию.
Мнением о росте цен с редакцией OHLEBE поделился и Сергей Грошев, руководитель рабочей группы «Твердая пшеница» Национального Союза Селекционеров и Семеноводов (НССиС). В составе группы — представители всей производственно-сбытовой цепи отрасли, от селекционеров до производителей макаронных изделий и экспортеров. По словам Грошева, они неоднократно выносили предложения по развитию объемов производства, которое с советского периода снизилось в 8 раз. В первую очередь — для собственного обеспечения качественным зерном твердых сортов. Сегодня потребность достигла 850 тыс. тонн и будет продолжать расти. Потенциально заинтересованы в таком зерне и покупатели из Евросоюза, Турции, Туниса, Алжира и других стран. Общая востребованность в перспективе может составить более 3 млн т.
Сергей Грошев, руководитель рабочей группы «Твердая пшеница» НССиС
«Но в последние годы производство всех классов зерна твердой пшеницы в России составляет 650-750 тыс. т, и макаронные предприятия страны ежегодно завозят из Казахстана 30-40% объема для покрытия дефицита потребности внутренней переработки.
Для решения этой проблемы предлагались меры специальной государственной программы для сельхозпроизводителей. Повышения в традиционных регионах возделывания твердой пшеницы (Оренбуржье, Урал, Алтай, Поволжье) можно достичь за счет развития современных сортов и интенсивных технологий, освоения новых территорий на европейской части, внедрения более продуктивных озимых твердых сортов (Нижнее Поволжье, ЮФО, ЦЧО). Эти меры должны могли бы способствовать росту валового сбора к 2025 году до 1,8 млн тонн, чего вполне бы хватило и для полной внутренней обеспеченности макаронного производства, а также началу экспорта качественных макарон и излишков зерна. Для этого также необходимо привести ГОСТ на зерно твердой пшеницы и готовых изделий в соответствие с международными стандартами. Пока есть существенные различия по нескольким главным параметрам, определяющим качество.
На текущий момент эти мероприятия пока не реализованы, и неурожай текущего сезона в местах основного производства яровой твердой пшеницы России и Казахстане привел к стремительному росту закупочных цен. В настоящее время они движутся в сторону 40 и более рублей за килограмм зерна твердой пшеницы хорошего качества. Естественно, переработчики зерна забили тревогу. Большинство из них в бюджет закладывали уровень прошлогодних закупок — максимум 23-27 рублей. Этот уровень мог бы позволить им рентабельное производство без сверхприбыли.
В настоящее время в письме на имя М.В. Мишустина руководители предприятий просят ограничить рост цен на зерно, чтобы не допустить увеличения стоимости макаронных изделий. Они видят выход в мерах государственной поддержки для производителей товарного зерна в целях его стабильного производства. То есть остаются по-прежнему актуальными предложения нашей рабочей группы НССиС, выносимые в прошлом году.
Считаю, что правительство РФ услышит данное обращение, и в целях недопущения роста цен на один из основных продуктов питания будут найдены решения как для сдерживания роста цен на товарное зерно, так по ограничению его экспорта.
При этом меры ограничения экспорта являются вынужденными только в условиях текущего сезона, и России в ближайшей перспективе необходимо стремиться стать участником международного рынка твердой пшеницы. Только за этот год цены на бирже в Болонье выросли с 320-340 $/т до 700-750. Это происходит вследствие неурожая твердой пшеницы в Канаде и замены ее на другие культуры в США, а также повышения мировой потребности в этом ценнейшем продукте. Перспектива данного роста, по прогнозам экспертов, может достигнуть уровня 2008 года и составить в течение данного сезона 900 $/т.
В такие периоды России крайне важно использовать мировую ситуацию и развить твердую пшеницу как одну из главных нишевых культур, до полного обеспечения внутренней потребности, и успешно выйти на международный рынок в качестве одного из производителей, тем более что природные ресурсы для этой культуры исчерпаны практически во всех странах ее потенциального возделывания, кроме России и Казахстана», — считает Сергей Грошев.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх