В России
Конкуренция в отрасли: спорный вопрос
269
Редакция OHLEBE

Уровень конкуренции в хлебопекарной отрасли кажется достаточно высоким. Но с этим согласны не все. 

Так, в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых президент РОСПиК Юрий Кацнельсон рассказал о невысоком уровне конкуренции в отрасли и госрегулировании цен как пути к дефициту товаров на полках магазинов. 

Глава РОСПиК полагает, что для «сохранения, развития хлебопечения и обеспечения территориальной и экономической доступности хлеба, а также для стабилизации цен в стране необходимо сформировать достаточный уровень конкуренции». Для этого нужно увеличивать количество пекарен, которые будут удовлетворять потребности населения в качественных и безопасных отечественных хлебобулочных изделиях в нужном объеме и ассортименте. А развитие собственной сети реализации продукции производителями хлеба, в том числе малоформатной и мобильной торговли, улучшит ситуацию с территориально-экономической доступностью хлеба для населения.

y.kaznelson

Юрий Кацнельсон,
президент Российской Гильдии пекарей  и кондитеров

«Не стоит забывать, что мы живем при рыночной экономике, поэтому и руководствоваться мы должны ее правилами. В России, к сожалению, в хлебопекарной отрасли конкуренция невысокая. Монополисты могут повышать цены бесконечно, зная, что люди все равно купят у них хлеб. При развитой конкуренции пекари ориентируются на спрос. Покупатель придет за продукцией туда, где ему удобней, выгоднее и вкуснее, — цитируют слова Юрия Кацнельсона в релизе.  

Мнение Российской Гильдии пекарей и кондитеров не поддержали. 

«В отрасли конкуренция более чем достаточная, подтверждение тому консолидация — количество игроков сокращается, а не растёт. Одновременно расширяется ассортимент, растёт качество. Растет прибыльность бизнеса — так как конкурируют не ценой, а качеством продукта», — считает Роман Калинин, гендиректор «Ватель Маркетинг». 

r.kalinin 1

Роман Калинин,
генеральный директор компании Ватель Маркетинг

Слова о монополистах на хлебопекарном рынке эксперта удивили: ведь даже на локализованных рынках, например, в Якутске или Калининграде, существует конкуренция. А увеличение количества пекарен скорее приведет к росту стоимости продукции:

«В связи с мануфактурным способом производства пекарни предлагают хлеб по более высокой цене, и рост числа пекарен увеличит среднюю стоимость хлеба. А качество и безопасность гораздо проще контролировать на одном заводе, чем в 100 пекарнях», — отмечает Роман Калинин, также подчеркивая, что количество игроков на рынке должно регулироваться рыночными инструментами. 

В РОСПиК пояснили, что речь шла не  о конкретных игроках, а об «образном выражении»:  

«В данном случае это отсылка на основы экономики, когда монополист всегда диктует свои условия. Об этом и речь в релизе, что при рыночной экономике спрос регулирует предложение», — заявили там, поинтересовавшись, изучали ли экономику в школе журналисты OHLEBE.ru.   

Что касается уровня конкуренции, в отраслевом объединении представили цифры, которыми оперировали ранее: уровень конкуренции характеризуется показателем количества субъектов хлебопечения из расчета на 10 тыс. населения. В РФ, по данным объединения, он находится на уровне 1,2, тогда как за рубежом составляет 3-4. 

ros
Данные РОСПиК

«Увеличение числа хлебопекарных бизнесов создает конкурентный рынок, что дает потребителю широкий ассортимент продукции по доступным ценам. Кроме того, данный показатель является одним из важных критериев продовольственной безопасности страны», — сообщили в РОСПиК.

С  данными Гильдии не согласен руководитель направления экономических исследований и прогнозирования ФГАНУ НИИХП Игорь Шапошников. В беседе с OHLEBE.ru он отметил, что показатель количества субъектов хлебопечения из расчета на 10 тысяч населения ни в коей мере не характеризует уровень конкуренции на рынке хлебобулочных изделий.

i.shaposhnikov

Игорь Шапошников, 
руководитель направления экономических исследований и прогнозирования ФГАНУ НИИХП

«Нам неизвестен источник, которым пользуется РОСПиК при установлении рационального или оптимального с их точки зрения значения этого показателя. Могу лишь предположить, что это значение взято из некоего старого маркетингового обзора состояния хлебопекарной отрасли в Евросоюзе и представляет собой «среднюю температуру по больнице» между Грецией, где преобладает малый бизнес, и Великобританией, где до 80% производства обеспечивает промышленное хлебопечение», — сказал он.

«Непонятно также, что понимается под субъектами хлебопечения. Возможно, определение количества пекарен примерно одинаковой производительности на количество душ населения и имело смысл в средние века, но в наше время при наличии разных бизнес-моделей производства, включая полуфабрикаты разной степени заморозки, и продаж и развития электронной коммерции, развитой логистики вряд ли представляет практический интерес».

Экономист отметил, что в условиях пандемии в 2020 году количество организаций, сдающих статистическую отчетность по производству по кодам ОКПД2, относящимся к хлебобулочным изделиям недлительного хранения, уменьшилось по сравнению с предыдущим годом с 8464 до 8310. В то же время по кодам, относящимся к ХБИ длительного хранения, оно увеличилось с 1323 до 1350.

Как и практически все статистические данные, касающиеся хлебопечения, эти показатели отражают скорее тенденцию, чем реальные абсолютные значения, считает эксперт. А поскольку пандемия продолжалась и в прошедшем году, вероятно, снижение количества организаций также имело место, предположил он. Вообще снижение количества игроков рынка свидетельствует о росте конкуренции, а не о ее снижении, сказал Игорь Шапошников. 

«Рынок хлебобулочных изделий длительный период представляет собой “игру с нулевой суммой”, когда выигрыш отдельных игроков возможен только за счет проигрыша других. В силу ряда причин падает спрос на массовые сорта, одновременно растет потребление в ряде перспективных сегментов рынка. Очевидно, игроки, не способные приспособиться к происходящим изменениям, не имеющие четких планов стратегического развития, будут продолжать уходить с рынка, этот процесс необратим. Одновременно появляются новые форматы, в том числе в малом бизнесе. Само по себе соотношение уходящих и приходящих игроков не имеет практического смысла, важно, насколько они способны обеспечить экономическую и физическую доступность хлебобулочных изделий для населения в конкретном регионе».

Кроме того, в связи с фактически имеющимися ценовыми ограничениями рынок находится под постоянным контролем антимонопольных органов. Поэтому  говорить о снижении конкуренции на рынке в зависимости от неких условных цифр или тем более о введении каких-то «искусственных» мер по повышению количества игроков по меньшей мере странно, резюмировал эксперт.



Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
рынок хлеба отраслевые союзы эксперты отрасли

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Реклама
Реклама