Значительная часть хлебопекарного оборудования в России — импортная. И все же зарубежные производители занимают не сто процентов рынка. В Петербурге и Москве долю зарубежного оборудования на предприятиях эксперты оценивают в 80-90 процентов. Но в регионах этот показатель существенно ниже — хлебопеки успешно работают на отечественном оборудовании. Более того, часть российского оборудования поставлялась за рубеж. О том, как развивался экспорт продукции отечественного хлебопекарного машиностроения и что ждет этот сегмент в ближайшее время, узнал Максим Чернявский.
Прогнозы экспорта пищевого оборудования России в целом звучали оптимистично все последние годы. Еще в 2016 году президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин полагал, что объем экспорта продукции российского пищевого машиностроения при системной государственной поддержке сможет вырасти к 2025 году более чем в 3 раза — с 4,2 до 14 млрд руб. Это мнение подтверждал и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: «Планируется сделать упор на масштабную поддержку экспорта с целью наращивания объема поставок отечественного пищевого оборудования за рубеж в 3,7 раза к уровню 2016 года. Приоритетными рынками для отечественного пищевого машиностроения, кроме рынков стран СНГ, станут страны Африки и Ближнего Востока, Южной Америки и Азии».
Профильные госорганизации предпринимали для этого требуемые меры: субсидирование, льготные кредиты, льготный лизинг, финансирование затрат на участие в выставках, субсидирование части затрат на транспортировку продукции при экспорте и пр.
Экспортные поставки российского оборудования действительно росли. Так, за 2019 г. они выросли на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. В том году было поставлено оборудования в 82 страны на сумму 6,3 млрд руб. В следующем году рост продолжался, а его география выглядела так: 58% поставленной за рубеж техники приходился на страны СНГ, 42% составляли страны дальнего зарубежья.
Но это официальные данные по экспорту пищевого машиностроения в целом. Как обстояли дела с экспортом в сегменте хлебопекарного оборудования? Выясняли у профильных компаний.
Конечно, данные производителей скромней, но более детализированы. По общему мнению, динамика экспорта оборудования в последние годы была положительной, но взрывной ее не назвать — прибавка составляла 3–6% от годового выпуска.
Подавляющее большинство экспортных поставок осуществлялось в ближнее зарубежье. По странам статистика разных производителей отличается, но основными выступали Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Украина, Молдова, Абхазия, Таджикистан, Киргизия, страны Прибалтики.
Экспорт в дальнее зарубежье штучен, не превышал 3–5% общих продаж, и крайне труден. В основном потому, что тот рынок традиционен, давно сформирован, поделен и ограничен.
Вот примерное описание трудностей от менеджмента чебоксарской компании «Чувашторгтехника» (оборудование под торговой маркой Abat):
«Выход на внешние рынки имеет множество тонкостей, которые нужно учесть. Начиная с перевода всей документации на иностранные языки до подтверждения соответствия готового оборудования международным стандартам, а также стандартам отдельных стран. Вложив определенную сумму в сертификацию оборудования для реализации в той или иной стране, у производителя нет четких гарантий, что эти инвестиции окупятся в течение нескольких лет.
Еще одна сложность, с которой нам приходится сталкиваться — это разница по напряжению электросетей и частоте тока в различных странах. К примеру, для Филиппин, которые имеют уникальный стандарт напряжения и частоты, нам пришлось разрабатывать изделия с использованием комплектующих, которые ранее нами не закупались.
Также необходимо учитывать требования климатического исполнения для поставок на экспорт в разные регионы мира».
Зарубежный потребитель избалован обилием предложения, привык к высокому уровню сервиса. Поэтому для успешного выхода на зарубежные рынки одной привлекательной цены продукта мало, необходимо выстраивать работу в комплексе, главное внимание необходимо уделить поиску надежного партнера-дистрибьютора в каждой стране, который и будет взаимодействовать с конечными потребителями, оперативно реагировать на все возникающие вопросы. Не всегда удается найти именно ту компанию, которая сможет соответствовать высоким требованиям завода и при этом обеспечивать завод стабильными заказами на весь ассортимент изделий.
Тем не менее, были кратковременные подвижки и в этом сегменте: страны-покупатели были самые разные, от Латвии до Ливана. Чаще всего поставки туда объяснялись наличием русской, а скорее — постсоветской диаспоры. Там, где появляется достаточно большое сообщество, возникает спрос на традиционные хлебные изделия: ржаной хлеб, пряники, овсяное печенье, сушки и т. п. Местные производители о подобных продуктах ничего, как правило, не слышали, это и становилось шансом для наших производителей. Иногда предложения поступали и от местных конкурентов, которые получали запрос клиентов и находили российские компании в виде субподрядчиков.
А вот на ближне-зарубежных рынках конкурировать удавалось легче. Сказывались в первую очередь общая традиционность, как рыночная, так и технологическая. Наши производители в этих странах имеют необходимую компетентность, а также действуют оперативней, и вдобавок на должном уровне конкурентности. Как выразился Константин Писаревский, гендиректор СЭМЗ (Екатеринбург), «мы говорим с клиентами на одном языке». С ним согласны коллеги; по мнению топ-менеджмента Шебекинского механического завода, это позволило поставить сразу 58 подовых печей в Азербайджан в течение года.
Тем не менее, развитию экспорта в последнее время активно мешали объективные факторы. Главным до последнего времени, понятно, выступала пандемия COVID-19, точнее, ее последствия. Каким образом монтировать и обслуживать поставленное оборудование, если нужные специалисты не могут физически попасть к производителям или заказчикам из-за карантина в разных странах? В том числе и представители поставщиков комплектующих.
С которыми, кстати, проблемы стоят еще острее. Дефицит комплектующих, тех самых электронных чипов и микросхем, и разрывы логистических цепочек в поставках по всему миру приводят к колоссальным проблемам. К примеру, определенные промышленные контроллеры Schneider Electric, популярные у большинства наших производителей, еще полгода назад стоили около 50 000 рублей за штуку, в январе этого года — уже 164 000. При этом оплачены тем же СЭМЗ они были в июне, и не получены до сих пор. Соответственно, эти срывы приводят к переносу сроков поставки готовых в остальном линий, что увеличивает финансовые и репутационные риски производителей.
Конечно, производители пытаются с этим бороться — создают возможный запас, ищут альтернативу, изменяют элементы компонентной базы, — но все это дорого и требует времени. К примеру, по словам Дмитрия Касьянова, директора по продажам Шебекинского машиностроительного завода, они создали запас нормативных запчастей и развивают собственное их производство.
Надо добавить, что ценят производители и помощь РЭЦ (Российского экспортного центра (РЭЦ) в развитии экспорта. Правда, учитывая специфику именно этого рынка, где объемы невелики, а конкретные заказы штучные, особого влияния на результат это не влияет. Каждый из опрошенных руководителей упомянул о паре контрактов за несколько лет, где Центр принимал участие. При этом все согласны, что деятельность РЭЦ из года в год становится все более активной. Среди главных элементов помощи отмечают следующие: формирование перечня потенциальных покупателей по выбранным странам, организация переговорного процесса до момента согласования существенных условий экспортного контракта посредством ВКС, обеспечение участия производителей в международных конгрессно-выставочных мероприятиях.
Что же будет дальше с этим сегментом отечественного производства? Разумеется, в настоящее время никаких долгосрочных прогнозов не сможет дать никто. В ближайшие месяцы лишь начнет формироваться многофакторный вектор, связанный с развитием мировой ситуации. Понятно, что продолжат дорожать энергия, материалы и компоненты. Колоссально усложнятся цепочки поставок и способы оплаты, логистика доставки узлов и комплектующих.
Главные трудности ожидаются в доступе к высокотехнологичным компонентам, о чем уже объявлено в первом же пакете антироссийских санкций. Крупнейший в мире производитель микрочипов, тайваньская компания TSMC уже объявила о возможном прекращении поставок. Наверняка возникнут проблемы и и с другими комплектующими, применяемыми в хлебопекарном оборудовании.
Тем не менее, большинство производителей — частные компании, и терять интересный рынок им не хочется. Они с удовольствием займутся поиском компромиссных решений поставок в обход санкций. Место наиболее крупных начнут занимать менее известные, пусть и с более дорогим предложением.
Получат шанс на развитие и отечественные производители. Собственно, процесс уже начался — в отрасли хорошо известны поставщики той же электроники «Овен», «Тензо-Н» и другие. Проблема в том, что из-за малых объемов заказов сейчас стоимость единицы их продукции получается дороже рыночной (из того же Тайваня). А в связи с увеличением потребностей страны их продукция станет массовой — и подешевеет. Правда, на это понадобится время.
С другой стороны, страны-импортеры находятся в похожей ситуации: они, пусть и в меньшей степени, тоже пострадают от санкционных действий. Вряд ли их доходы начнут неожиданно расти. Это даже может создать более выгодную позицию для наших производителей, чем для конкурентов.
В заключение надо сказать, что Минпромторг, разумеется, тоже отслеживает ситуацию. Привычные успокоительные слова уже прозвучали: «В ситуации введения новых санкций главными задачами остаются реализация инвестиционных проектов и поддержание текущей деятельности в стратегических отраслях».
О том, какую поддержку Минпромторг готов оказывать производителям, представители ведомства рассказали здесь. В частности, производителям готовы компенсировать до 70% затрат на НИОКР.
Коллаж: Илья Джумков
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх