Можно ли использовать упаковку с символикой запрещенных в России социальных сетей, до сих пор непонятно.
21 марта 2022 года Тверской суд признал компанию Meta и соцсети Facebook и Instagram экстремистскими и запретил их на территории РФ.
Компании постепенно переносят деятельность во Вконтакте и в Телеграм и удаляют с сайт логотипы и ссылки на соцсети. Но если убрать запрещенную символику с сайтов дело нескольких минут, что делать с упаковкой продукции, которая заказывается заранее?
По данным Национального союза хлебопечения (НСХ), в Ростовской области прецедент отказа в приеме продукции, на упаковке которых содержалась запрещенная нынче символика, уже был. Несмотря на то, что ситуация разрешилась, четких инструкций нет ни у ритейлеров, ни у производителей.
«Руспродсоюз» и НСХ направили обращения в Генеральную прокуратуру.
«Руспродсоюз» просит подтвердить, что производители продуктов вправе использовать упаковку с логотипами и ссылками на запрещенные соцсети. В объединении отметили, что необходимость замены упаковки может привести к остановке предприятий и выводу товаров из оборота и упомянули о подорожании упаковки из полимеров и картона, сложностях с закупкой упаковки. Здесь считают, что сейчас нужно «спокойно и без санкций» выработать упаковку с символикой соцсетей, заказанной до решения Тверского суда.
НСХ попросил прокуратуру направить разъяснения, будет ли считаться законным изображение логотипов социальных сетей Facebook, Instagram, WhatsApp или адресов бизнес-аккаунтов и сообществ изготовителя на упаковке продукции в случае вступления решения суда в законную силу (текст документа есть в редакции). Отраслевой союз попросил адресата учесть, что вопрос об упаковке затрагивает интересы подавляющего большинства производителей любой продукции, отметил безусловное отсутствие умысла у изготовителей в связи с тем, что упаковка изготавливается заранее, а также упомянул о значительной зависимости упаковки от импортных материалов.
Нелигитимность использования такой упаковки повлечет за собой «не просто списание или колоссальные убытки, или повышение отпускных цен на продукцию, - для многих изготовителей это будет означать полную остановку производства», подчеркнули в НСХ.
Мнения юристов неоднозначны.
Ольга Прокопьева, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов «Юг», считает, что учитывая массовость и повсеместность применения продукции компании Meta, признанной экстремистской, резюмировать, будут ли привлекать к ответственности, невозможно. Однако возможность привлечения к административной ответственности законодателем предусмотрена, отмечает она.
Оксана Васильева, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что хотя закон обратной силы не имеет, лучше такую упаковку не использовать.
«Если упаковка сделана до признания Инстаграм и Фейсбук (соцсеть признана экстремистской и запрещена в России) экстремистскими организациями, то привлечь к ответственности за это не могут. Но все равно правоохранительные органы могут этим заинтересоваться, начать проверку. Придется всяким образом доказывать, что упаковка была создана до признания данных социальных сетей экстремистскими. При этом, все равно могут возникнуть проблемы. Если товар с такой упаковкой пущен в оборот после признания организаций экстремистскими, то у следователя могут возникнуть определенные вопросы. Во избежание проблем все же лучше избавиться от таких упаковок», — считает эксперт.
Оксана Васильева говорит, что производить в последующем упаковки со ссылками на запрещенные социальные сети точно не стоит. Это будет расцениваться как публичная демонстрация символики экстремистских организаций. Для юридических лиц предусмотрено наказание от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, напоминает она.
Депутат Александр Хинштейн, ссылаясь на руководство Генпрокуратуры обозначил позицию надзорного ведомства: вся продукция, произведенная до вступления в силу судебного решения по Meta (организация, деятельность которой запрещена в РФ), может реализовываться, какой-либо ответственности это не влечёт. Об этом он написал в своем Телеграм-канале.
«Другой вопрос, что, когда решение вступит в силу (а очевидно, Meta (организация, деятельность которой запрещена в РФ) будет оспаривать его во второй инстанции), вся новая продукция должна выпускаться уже без логотипов запрещённых в России соцсетей. У бизнеса есть, как минимум, несколько недель, чтобы привести свой товар в соответствии с требованиями закона», — отметил парламентарий.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх