В России
Импортозамещение: на свой страх и риск
253
Редакция OHLEBE
Бизнес под санкциями становится сложнее и дороже. Но где искать альтернативу? Кажется,  в Интернете есть все! Посмотрели на действующие интернет-площадки и поговорили с экспертами о том, помогают ли они справиться с такими запросами.  

На волне импортозамещения новую жизнь обрели всевозможные списки, сервисы и каталоги, которые вроде бы призваны помочь в поиске замен. 

Например, вот что должно было быть создано давно, но почему-то появилось только сейчас: Биржа импортозамещения от Минпромторга, Газпромбанка и Агентства по технологическому развитию. Минпромторг запустил собственный сервис на базе государственной информационной системы промышленности (ГИСП). 

База ГИСП, по данным ведомства, насчитывает более 14 тысяч промышленных предприятий. Планируется, что этапами развития нового сервиса станут работа с каталогизацией  и унификацией позиций, а также применение алгоритмов машинного обучения. Директор Департамента пищевого машиностроения Минпромторга Мария Елкина призвала хлебопеков направлять заявки по необходимым комплектующим для хлебопекарных производств. 

Согласно информации на сайте самого сервиса, на площадке в целом зарегистрированы более 700 тысяч поставщиков, в каталоге более 470 тысяч уникальных позиций и более 2 млн прайс-листов. Функционал сервиса не  имеет ограничения по размеру или отраслевой принадлежности предприятий, для заказчиков все услуги сервиса бесплатны, а поставщик или производитель оплачивает сервисную комиссию только после утверждения заказа. Производитель самостоятельно определяет, что его продукция является аналогом зарубежной.  

Потенциал у такого сервиса большой. Насколько он будет полезен хлебопекам, пока сказать сложно. Отметим довольно сложную навигацию, которая нуждается в доработке, громоздкость самого сервиса и очень небольшое количество позиций для хлебопеков. Как рассказали на одном из хлебозаводов, ничего полезного пока на этой площадке найти не удалось. Будем надеяться, что временно.    

Мнение эксперта

Константин Писаревский, управляющий заводом СЭМЗ (выпускает оборудование для хлебопекарной промышленности), рассказал, что его предприятие плотно работает с Минпромторгом и про создание сервиса импортозамещения в курсе: 

Константин Писаревский, СЭМЗ

«Набор хлебопекарного оборудования очень разносторонний, и такой сервисной компании, которая будет поставлять для этого все, я пока не видел ни на одном направлении. Надо понимать, что в плане импортозамещения электронных комплектующих для хлебопекарного производства у нас пока ничего не создано и в ближайшее время не создастся», — комментирует он. 

По мнению эксперта, самая глобальная проблема у заводов будет с электроникой, а это контроллеры, частотники и т.д. «Мы работали с OMRON, SIEMENS, SCHNIEDER, сейчас они практически ушли из России, новых поставок нет. Мы ищем то, чем можно это заменить, на азиатских рынках. Российские производители электроники, о которых нам говорят в Минпромторге, точно также зависят от китайских поставщиков, как и мы. Это не стопроцентное отечественное производство, — говорит он.  — Есть комплектующие, которые не производятся в России, и это может стать большой проблемой, если из-за отказа электроники встанет линия на каком-то крупном хлебозаводе. Согласен с теми, кто говорит, что запасов электронных комплектующих хватит на несколько месяцев, а потом возникнет дефицит». 

По импортозамещению «железа», считает Константин, ситуация чуть лучше, многое можно сделать и в России,  например, на оборонных предприятиях. Но тут возникает другая проблема — штучное исполнение комплектующих невыгодно:

«Если ко мне придет клиент со сломанной запчастью, мы ему поможем, но это будет разовая акция. Нерентабельно производить одну деталь, нужно делать партии. Кроме того, даже наше собственное оборудование, на котором мы работаем, зависит от импортных комплектующих. И я очень сомневаюсь, что по списку Минпромторга смогут что-то быстро поставить.» 


А вот Реестр поставщиков от Московского Агентства промышленного развития. В отличие от Минпромторга, тут готовы поддержать только тех, кто работает в столице. Войти в реестр также могут только те предприятия, которые зарегистрированы на территории Москвы. 

Для поиска необходимых альтернатив необходимо указать название компании, ИНН, имя, должность, контактный телефон и категорию товара, который необходимо заменить. Поставщики могут найти на сервисе оборудование, комплектующие, материалы, а также сервисные услуги. Кратко к заявке можно отметить детали поиска. Такие же действия требуются и от поставщиков.

Отдельного сайта у сервиса нет, вкладка находится на общем сайте АПР Москвы и не балует обилием информации. Чтобы получить дополнительные сведения, приходится заполнять заявку или звонить на горячую линию. Разработчики сервиса уверяют: отличия от других проектов, в том числе и основного, разработанного Минпромторгом, есть. Прежде всего, это не база поставщиков и предприятий, это точечная помощь каждому производству. Специалисты ищут необходимое оборудование или ингредиенты на отечественных рынках или в базах «дружественных» нам стран.

Мэр Москвы Сергей Собянин даже поделился одной из успешных историй сотрудничества сервиса с предприятием: Московский завод конвейерного оборудования обратился за помощью для поиска пятиосевого координатного станка. Гендиректор Екатерина Прахова уверяет: оборудование нашли буквально за три дня, при выборе ориентировались на то, что проект поддерживается правительством. Сервисом уже воспользовались 49 предприятий, есть ли среди них хлебопекарные — неизвестно. Региональное ограничение делает круг тех, кто может поспользоваться этой площадкой, очень небольшим. Но для работающих в столице предприятий она, возможно, будет полезной. 

Мнение эксперта

Анна Ярославцева, независимый эксперт по оборудованию для пищевых производств, говорит о том, что создатели сервисов по импортозамещению не разбираются в нюансах оборудования, к которому им предстоит подбирать аналоги. 

Анна Ярославцева, независимый эксперт

«Сплошь и рядом на одну и ту же деталь существует  множество номенклатур других производителей с другими кодами. Многое действительно можно заменить, в «железе» много OEM [OEM — комплектующие, которые могут продаваться другим производителем под другой торговой маркой]. Но в таких сервисах никто не будет смотреть чертежи.

Придет заказанная деталь, а ее будет невозможно подключить из-за частичного несоответствия ряда параметров, на первый взгляд несущественных.  Кроме того, производство импортозамещающих частей требует некоторой консолидации — существуют минимальные партии продукции, за которые возьмется производитель». 

Анна разрабатывает свою собственную платформу по подбору комплектующих: клиент размещает заявку, система дешифрует номенклатуру и отправляет пулу поставщиков. Если система видит позицию, которую можно произвести в РФ и запросов на нее много, производитель получает консолидированную потребность рынка и может начинать производство. 

В среднем чуть лучше обстоит дело с поиском ингредиентов: сами по себе ресурсы появились давно, многие их давно и хорошо знают и успешно пользуются. Но и здесь есть еще над чем работать, проблемы у всех площадок схожие: поиск подходящей замены придется искать самостоятельно.

 Российский агропромышленный сервер (Агросервер) — давно существующая, хорошо известная площадка, на тысячу процентов соответствующая понятию «каталог». Поиск поставщиков можно осуществлять по городам и по ингредиентам или оборудованию. Несмотря на олдскульное оформление, сайт живой, разделы регулярно пополняются, на запрос ответили быстро.  На площадке представлены оборудование и сырье, продукты переработки, тара и упаковка и т.д. За отдельную плату можно проверить контрагента, есть раздел с вакансиями и другой функционал. Правда, импортозамещение как отдельный сегмент в рамках ресурса не выделен, так что найти того или иного поставщика тут можно, но связываться с ним и выяснять все нюансы будет задачей «со звездочкой».

Издание СППИ  «Профнавигатор» предлагает  удобную и понятную навигацию, подробный рубрикатор: выделены ингредиенты для изменения внешнего вида, регулирования вкуса и запаха, ароматизаторы, средства для изменения структуры и свойств изделий, вспомогательные средства и другие. К минусам, пожалуй, можно отнести направленность самой площадки — выбор на ней ограничен теми производителями и поставщиками, которые входят в состав СППИ или оплатили размещение.

Тема импортозамещения тоже никак отдельно не выделена: информация все та же, название фирмы, контакты и список продукции. 

Предупреждаем, на главной странице в ходе просмотра начинает играть музыка! Это всего лишь запускается рекламный ролик, но в 2022 году от сайта как-то такого не ожидаешь. 

Еще один сайт-«старожил» — единый центр ингредиентов ingredients.pro. Здесь организован поиск по видам ингредиентов и сырья для кондитерской и хлебопекарной промышленности. Юзабилити сайта — одно из лучших. Интуитивный интерфейс помогает потенциальному клиенту узнавать информацию о наличии поставщиков по интересующему его продукту, поиск ингредиентов на сервисе сделан максимально просто и удобно. Также на сервисе есть отдельная вкладка со списком поставщиков. Ну, а проблемы у ресурса опять те же: не сервис, а каталог. 

Мнение эксперта

Кирилл Флегонов, генеральный директор компании НЕОС Ингредиентс, рассказывает, что информацию о том, какие ингредиенты могут выступить в качестве импортозамещающих, у них пока спросили только один раз, и сделала это совсем не интернет-площадка. 

k.flegonov

Кирилл Флегонов,
НЕОС Ингредиентс

«В этом году мы проводили специальную работу по размещению на различных агрегаторах, выбрали много сайтов и разместили информацию. Но судя по переходам, эффективность их минимальна. Переходы и достаточное длительное время на сайте есть у посетителей с двух площадок: Агросервера и ИД Сфера, которая сделала “Каталог импортозамещения”. Но все же это тоже источники, которые дают контактную информацию, а никакого подбора ингредиентов, там нет. Что же касается импортозамещения, информации о том, что использовали одно, а теперь можно использовать другое, вообще особо нет.

У нас пока только один раз запросила информацию про импортные аналоги наша местная администрация, но для чего она им понадобилась, мы не знаем. Ни один ресурс не обращался к нам с просьбой написать, какие продукты какими мы можем заменть. Конечно, человек, который находится в рынке, как правило, знаком с российскими и импортными ингредиентами. Если говорить о замене европейского на российское, то об этом узнать достаточно просто, но например, о том, как заменить европейское направление ингредиентов на азиатское, информации вообще нет. Она могла бы стать бесценной, но собрать ее быстро просто невозможно. На то, чтобы начать с ними работать, нужно время.

Отдельная вкладка «Импортозамещение» загорелась  на сайте издательского дома СФЕРА. Список поставщиков обновляется, поиск разделен на категории, среди них — ингредиенты, оборудование, упаковка, производство продуктов питания и другие. К плюсам отнесем доступность информации: регистрироваться нигде не надо, все в открытом доступе. Но честно говоря, принципиальных отличий от вышеперечисленных ингредиентных площадок обнаружить не удалось — все то же самое, контакты, название и список продукции. 

Те, кто решил разместить на сайте информацию о своем предприятии, уверяют, что такие площадки рассматривают в том числе как рекламу и стараются размещаться на всех подобных проектах:  

ГК «Мистер Пампушкин»:

«Мы импортеры, можем предложить ингредиенты казахского или белорусского производства. Мы не производители, поэтому большого продвижения от этого сервиса не видим. Было пару запросов, но точечные и каких-то конкретных результатов не было». 

ГК Бегерат: 

«У нас постоянный поток запросов, мы не разделяем, откуда приходят наши клиенты. Но для информации в подобные сервисы мы информацию о себе размещаем, используем практически все сервисы, базы, сайты для того, чтобы нас больше узнали»

Лейпуриен Тукку:

«Считаем площадку хорошим инфоресурсом, покрывающим разные отрасли в пищевой индустрии. Мы сами регулярно заглядываем в список, находим для себя интересующие нас продуктовые категории, связываемся с производителями/поставщиками. У нас нет технической возможности отследить контакты к нам с площадок, поэтому считаем, что информирование потенциальных клиентов через разные каналы коммуникации увеличивает охват и отклик». 

Интернет-выставка с многообещающим названием ПРОИЗВОДСТВО РОССИИ работает с 2008 года, согласно предоставленным на ней данным содержит 19181 производителя и более 67 тысяч товаров.  Поиск на первый взгляд организован удобно. Но недостаток тот же, что и у большинства подобных ресурсов: узкий выбор производителей и нет возможности подбора под запрос.

При выборе, например, фильтра “тестомесильные машины”, сайт предлагает не сами машины, а список их производителей. То же самое и с поиском ингредиентов — список производителей. На этом, пожалуй, и все — выставка скорее ориентирована скорее на тех, кто работает на b2c.  

Справедливости ради стоит упомянуть и цифровую платформу МСП.рф. Современный дизайн, актуальные цвета, удобная навигация... Жаль, что все это пока что лишь демо-версия. Платформа находится в тестовом режиме, для хлебопеков и кондитеров нет ничего.

Вот как ее позиционируют: «Создается своеобразная онлайн-биржа контактов и каталог продукции проверенных поставщиков и покупателей. Например, рестораторы через реестр могут найти поставщика продуктов питания, а крупные производственные предприятия – замену ушедшим иностранным фирмам и восстановить цепочки поставок товаров», объясняет генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. Так что, похоже, быть еще одному интернет-каталогу.  

Делаем вывод: полноценных ресурсов, которые могли бы помочь производителям  быстро найти российские аналоги импорту, нет. Практически всю работу по поиску и подбору производителям в ближайшее время придется делать самим. 

Остается надеяться, что хотя бы в этот раз к импортозамещению подойдут со всей серьезностью, в том числе — в контакте с производителями создавая удобные сервисы, которые помогут быстро подобрать подходящие альтернативы.  

Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
рынок хлеба маркетинг ингредиенты

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Реклама