В то время как западный покупатель все увереннее демонстрирует этичное потребление и лояльность к экомаркировкам, россияне по-прежнему не готовы переплачивать ни за какие продукты, обращая, тем не менее, внимание на состав и экологичность. Маркетолог-аналитик Ольга Двинская рассказывает о том, что узнала на этой неделе. Материал для размышления и инсайтов!
Группа исследователей Оксфордского университета проанализировала 56 различных исследований, в ходе которых оценивалось влияние экомаркировки на выбор покупателя. Суммарно в исследованиях приняло участие более 40 тысяч человек.
Оказалось, что независимо от посыла («без пестицидов», «органический») или формата участники с большей вероятностью выбирали продукт с эколейблом в 79% экспериментов. Причем чаще всего это были женщины. А вот четкой разницы в эффективности экологической маркировки в зависимости от дохода покупателя, возраста или образования установлено не было.
Комментарий: Перспективы есть, нет только единства среди многообразия экомаркировок, некоторые и вовсе вводят потребителя в заблуждение. И если уж в Европе нет четкой регламентации в этом вопросе, то мы и вовсе пока только-только начинаем задумываться о выбросах углерода и пестицидах. Впрочем, и в России культура потребления постепенно меняется в сторону большей осознанности и этичности. Так, по данным Ipsos, 43% россиян 18–65 лет готовы менять привычки для улучшения экологии.
По данным «Ромир», чаще всего среди критериев качества продукта россияне называют отсутствие искусственных добавок и красителей (85%), а также небольшой срок хранения (49%). При этом главными критериями выбора продуктов являются срок годности (83%), цена (80%) и состав (76%).
Почти половина респондентов не готовы переплачивать ни за какие продукты. И, тем не менее, доля россиян, выразивших готовность платить больше за экологически чистые продукты, продолжает расти: с 34% в 2019 году до 43% в 2021.
Гистограмма 1. Что такое для Вас качественные продукты?
ФОТО: new-retail.ru
Комментарий: Качество качеством, а кошелек пока что решает! Такова действительность, но кризис ведь не вечен. Примечательно, что все большую важность для россиян при выборе продуктов приобретает состав – с 57% до 76%, а также экологичность.
British Baker, проанализировав мнения отраслевых экспертов, сформулировала основные тенденции, актуальные для европейского (в частности, британского) рынка ХБИ в 2021 году:
ФОТО: bakeryinfo.co.uk
Комментарий: Конечно, не все перечисленные тренды актуальны для российского рынка. Например, проблема ожирения в Великобритании и связанное с ней уменьшение уровня сахара в продуктах достигли государственного масштаба и находятся под контролем правительства. Если же говорить о нашем рынке, то наиболее интересными мне представляются тенденции, связанные с популярностью азиатских и ретро-вкусов, веганской выпечки и порционности.
Издание РБК сделало подборку товаров, которые слабо представлены или вовсе отсутствуют на полках российских супермаркетов. Среди них: чипсы из водорослей, спортивные напитки, баночные напитки с желе или кусочками фруктов, сыр в виде спрея, порошковые напитки, бобовые сладости и смеси для выпечки.
В отличие от США и Европы, в России ниша смесей для выпечки практически свободна. Ассортимент не отличается широтой. И если западные производители концентрируются на смесях для сладких блюд — блинов или печенья — то в России, учитывая разницу менталитетов, стоит добавить что-то несладкое: хлеб, например.
Комментарий: О том, что у сухих смесей для выпечки в России есть существенные перспективы, говорилось еще лет восемь назад… причем тогда сегмент хлебных смесей был более привлекателен, чем блинов и оладьев. А если учесть, что из-за режима самоизоляции в 2020 году выросли продажи хлебопечек, будущее сегмента представляется весьма неплохим, если только не одно НО: цена… полагаю, это и тормозит развитие.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх