Изучили материалы Международного хлебного симпозиума и собрали все важные инсайды хлебопекарной отрасли Беларуси. Структура рынка, показатели производства, цены и потребление хлеба — в одном тексте.
В хлебной индустрии Беларуси работает 222 предприятия. Хлебный рынок союзной республики фактически государственный. Подавляющее большинство продукции производится на крупных промышленных предприятиях. И лишь 11% приходится на мелкие пекарни, к которым относятся не только частные, но еще и пекарни при заводах и фабриках.
Роман Калинин, руководитель компании Ватель Маркетинг: «Это является определенной проблемой, так как при такой концентрации госучастия в собственности рыночным механизмам работать непросто».
Самую значительную долю рынка, а именно 22%, занимает «Минскхлебпром», на втором месте с долей 14% — предприятия «Белкоопсоюза», по 10% занимают «Берестейский пекарь», «Витебскхлебпром» и «Борисовхлебпром».
В стоимостном выражении доли рынка выглядят иначе, чем в количественном. Какие-то предприятия рассчитаны на недорогой и массовый продукт, какие-то производят больше высокомаржинальных позиций.
Индекс конкуренции в хлебной отрасли Беларуси составляет 0,24. Это означает, что на 10 тыс. населения приходится 0,24 предприятия. В России такой же индекс выше и доходит до 0,91, а в странах Евросоюза колеблется от 2 до 4.
С одной стороны низкая конкуренция демонстрирует уязвимость индустрии, а с другой — открывает перспективы для роста и инвестиций.
Роман Калинин: «Уровень конкуренции и количество производств на душу населения — вещи совершенно разные. На самом деле наоборот: конкуренция растёт по мере консолидации отрасли».
На протяжении 6 лет наблюдается методичный спад выпуска хлебной продукции с 501,7 тыс. тонн в 2015 году до 417,8 в 2020 году.
Многие предприятия Беларуси наращивают экспорт замороженных хлебов в Россию, сегодняшний объем оценивается примерно в 500 т в месяц. Это перспективная история, так как в России никто толком не научился делать национальные белорусские хлеба («Нарочанский» и др.).
Товарная структура в хлебной сфере Беларуси выглядит следующим образом:
При этом 5% приходится на здоровое питание, а именно диетические и обогащенные хлебобулочные изделия.
Врачи рекомендуют потреблять 105 кг хлеба в год, в Беларуси же этот показатель достигает только 74 кг. Опять же, в этом есть источник для роста.
Если сравнивать цены на ржаной хлеб в долларовом эквиваленте, то по дороговизне можно выстроить следующий список:
В структуре белорусского хлеба 70% занимает себестоимость продукта, 15% — торговая надбавка, 9% — НДС и всего 4% — прибыль. Для сравнения, в России торговая наценка доходит до 40%!
Роман Калинин: «Цифры нельзя напрямую сравнивать с российскими, так как по большей части хлебная отрасль в Беларуси государственная и через цену на хлеб может нести социальную нагрузку».
Главное управление по хлебопродуктам Минсельхоза Беларуси главными вызовами отрасли называет пандемию и так называемое постановление №100 о стабилизации цен на социально значимые товары.
Продукты из-за пандемии дорожают по всему миру. Сырье для хлеба в Беларуси дорожает неравномерно. Например, мука с июля по октябрь 2021 года подорожала в среднем на 0,8%, маргарин на 13,5%, сгущенка на 5,6%. В России за год пшеничная мука подорожала в среднем на 30%, ржаная — на 14%, подсолнечное масло — на 32%.
Вот так выглядит хлебная индустрия Беларуси в цифрах. Кажется ли она вам привлекательной для инвестиций?
Смотрите полную запись выступлений на Международном хлебном симпозиуме в Минске здесь.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх