Пищевка и ее отражение в российской и иностранной прессе - ссылки, подробности и честные комментарии о материалах и событиях.
Принудительная фиксация стоимости сахара и масла в декабре 2020 года, привела к росту цен в других категориях, связанных с этими продуктами. Об этом пишет “Продукт медиа”. Например, уже заметен рост цен на майонез, более чем наполовину состоящий из подсолнечного масла. Та же участь, скорее всего, ждет и чипсы, сухарики, соусы. Само собой, подорожают и продукты с содержанием сахара.
Комментарий: Н-да. Экономия для конечных покупателей, ради которых, вроде бы, все это и затевали, явно не получилась. Недополученную прибыль производители масла и сахара просто заложат в другие категории. Будут еще пострадавшие. Те же переработчики, которым волей-неволей придется соглашаться на невыгодные цены. Если, конечно, им не удастся найти способ частично переложить убытки на торговые сети.
Правительство продолжило борьбу с ростом цен внутри страны. Очередная мера – повышение экспортной пошлины на пшеницу до 50 евро за тонну на период с 1 марта по 30 июня 2021 г. Ячмень и кукуруза также не остались без внимания. И лишь внутриквотные поставки ржи облагать пошлиной не планируется. Об этом сообщает “Российская газета”.
Комментарий: Доля зерна в себестоимости хлеба на полке магазина по разным оценкам варьируется от 10% до 25%. Остальное - затраты на электроэнергию, транспорт, зарплаты, налоги и прочее. А посему сомнительно, что введение пошлин на пшеницу существенно поддержит хлебопеков. Разве что в краткосрочной перспективе. Да и вообще, как бы хуже не стало…
В Петербурге продолжается бурное развитие гибридных торговых сетей, - пишет “Продукт медиа”. Пандемия коронавируса вынудила многие заведения общепита трансформироваться в продуктовые магазины. В выигрыше оказался сегмент пекарен — на их базе и создавались мультиформатные торговые точки, когда пекарня выступала и в роли кафе, и в роли обычного магазина.
В свою очередь, торговые сети стремятся открыть зоны продаж свежей выпечки и кофе. Кроме того, перспективным становится сочетание открытых для покупателя торговых точек с дарксторами.
Комментарий: Понятно, что горячий хлеб мультиформатных торговых точек, равно как и домашняя выпечка, набравшая популярность в условиях пандемии, добавляют конкуренции традиционному заводскому хлебу. Но стоит ли нервничать? Не думаю. Упакованный хлеб вряд ли исчезнет из розницы. Все же с точки зрения логистики и безопасности продукции с заводским хлебом сравниться сложно.
По мнению генерального директора Infoline Ивана Федякова, в 2021 году россияне перейдут на рациональную модель потребления, станут экономить за счет покупок больших упаковок по акционным ценам. Соотечественники, в отсутствие иных развлечений, будут баловать себя покупкой дорогой еды, при этом сохраняя в рационе недорогие продукты. Кроме того, на фоне коронавируса внимание к здоровью и стремление питаться здоровой едой будут только усиливаться, - об этом сообщает эксперт “Российской газете”.
В АКОРТ думают иначе: продолжит расти популярность готовых блюд и домашнего питания. Кроме того, структура потребления неизбежно перераспределится в пользу более дешевых брендов.
Комментарий: Кто прав? Думаю, здесь как у медали – две стороны. С одной – коронавирус и акцент на здоровье, с другой – коронавирус и рост цен, необходимость экономить. Вряд ли россияне бросятся скупать дорогостоящие функциональные новинки. Скорее, стремясь хоть к какой-то стабильности, выберут привычную еду, пусть и не самую дешевую, пусть и не каждый раз. Поживем-увидим.
Число постковидных людей растет с каждым днем, а по данным исследований, у каждого третьего, переболевшего с потерей обоняния, полное восстановление рецепторов происходит лишь через три года.
Чем это чревато для пищевой промышленности? На этот вопрос попытался ответить автор статьи на информационном портале FoodNavigator.
Если вкус и аромат больше “не работают”, остается воздействовать на остальные органы чувств. В этих условиях, особую важность приобретает визуальная привлекательность и текстура продукта. Успех на рынке эксперты пророчат продуктам с более плотной (твердой) текстурой, а также с хрустящим эффектом (чипсы, печенье, хлопья для завтрака и др.) и контрастными свойствами.
Кроме того, случаи нарушения обоняния (и сама пандемия в целом) способствуют увеличению “ностальгического” спроса на привычную еду.
Комментарий: Неужели в перспективе продукты будут лишены своего главного оружия – вкуса и аромата? Будем надеяться, что нет. Но если последствия пандемии действительно будут носить столь длительный характер, возможно, придется пересмотреть линейки товаров с учетом нарушения обоняния у людей. Например, сделать акцент на производстве ярких (цветных), хрустящих продуктов с зерновыми/ ореховыми включениями.
По данным израильской компании Tastewise (в режиме реального времени обрабатывающей информацию о том, как люди заказывают, готовят и едят) в 2021 году спрос на функциональные продукты, повышающие иммунитет, будет расти.
Среди фаворитов – бузина (богатая антиоксидантами и витаминами), сардины (богатые омега-3), шпинат и фенхель.
Комментарий: Люди всегда хотели быть здоровыми, а теперь - особенно. Включение в линейку продуктов с функциональными преимуществами – для многих производителей уже знакомая стезя. Осталось сфокусироваться на иммунитете. Для российского рынка актуальными могут быть аутентичные продукты: ромашка, клюква, малина, шиповник, облепиха. Хотя молодой аудитории может зайти и фенхель – надо тестировать.
По мнению европейских экспертов, популярной в наступившем году станет сладкая выпечка, в которой традиционные вкусы сочетаются с пикантными ароматами: например, лимонный и розмариновый торт, шоколадные кексы с мятным сливочным кремом или булочки с кремом, наполненным кардамоном. Об этом пишет “Sfera.Fm”. Также большое внимание потребителей привлекают азиатские вкусы: кексы с черным уксусом, васаби и др.
Будет продолжаться рост интереса и к более традиционным, фруктовым и овощным сочетаниям во вкусах. Их можно добавлять в бисквиты, выпечку и печенье, а за счет натурального фруктового сахара можно уменьшить количество сахара-рафинада.
Комментарий: Сложно сказать, насколько эти вкусы могут быть актуальны для российского (более консервативного) рынка на фоне снижения покупательской способности и стремления потребителей к стабильности. Тем не менее, эту информацию можно взять на вооружение и начинать разработки – буквально через пару лет шоколадный маффин будет выглядеть слишком скучно, а ватрушка с творогом будет пользоваться скромным спросом разве что в школьных столовых.
Ольга Двинская, маркетолог-аналитик
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх