Технологии, оборудование, ингредиенты
Заграница нам поможет
1111
Ольга Великанова

Импортное оборудование для хлебопечения пока более востребовано, чем российское. Всех ли позиций это касается, в какой плоскости идет конкуренция и чем бравируют «иностранцы», выясняла Ольга Великанова.

В материале:
  1. Пандемия не помеха
  2. Иностранное «комбо»
  3. Постоять за ценой
  4. Отстали. Навсегда?
  5. Не все так гладко

Пандемия не помеха

Как утверждают дилеры, спрос на оборудование зарубежных марок у хлебопеков не упал даже в период локдауна.

v.kostenko

«Объем продаж у нас однозначно вырос, несмотря на пандемию. Планы некоторых крупных хлебозаводов были немного отложены из-за пандемии. Зато торговые сети, имеющие свои небольшие точки производств, наоборот, стали активнее развиваться, — рассказывает Вячеслав Костенко, директор по продажам MIWE Россия. —  В первую очередь, мы наблюдали рост продаж на магазинные печи для сетей. Во вторую произошел существенный рост по холодильному оборудованию: камерам шоковой заморозки, камерам замедления брожения. Эта тенденция развивается уже не первый год, но в 2021-ом она усилилась».

Стабильным спросом на обновление машинного парка и открытие новых производств отличались индустриалы. 

Михаил Котиков, директор по продажам компании AIR-BAKE: «В этом сегменте спрос точно не уменьшился. Ремесленное хлебопечение растет довольно активно, как и те компании, которые развивают свои пекарни и доставку. Последнее — влияние пандемии». 

Иностранное «комбо»

Как сети, так и крупные хлебозаводы предпочитают импортное оснащение отечественному, за исключением вспомогательного оборудования или бюджетных линий. Почему?

Крупные заводы в основном ждут от поставщиков готовых линий «от и до». Иностранные поставщики не всегда работают с полным спектром оборудования, зато активно вступают в коллаборацию с партнерами, по большей части тоже иностранного происхождения.

«Мы производим оборудование от магазинных до промышленных туннельных печей, холодильную технику, а по замесу и разделке мы кооперируемся с другими зарубежными партнерами, чтобы в итоге выстроить линейку от начала до конца, — говорит Вячеслав Костенко. — С российскими компаниями пока не вступали в коллаборации. Да и со стороны наших заказчиков не поступало заказов на комбинацию российского и немецкого оборудования».

Иностранцы гордятся долгим сроком службы своих машин.

«На одном из крупных предприятий наше оборудование отработало 23 года благодаря ряду факторов: надежности оборудования и своевременному сервисному обслуживание. У российских производителей немало позиций, которые можно произвести, возможно, с меньшими сроками изготовления, но основная проблема – качество. Если мы «вскроем» многие отечественные машины, то обнаружим, что основная часть элементов там – китайские, итальянские детали», — делится наблюдениями Костенко.

oborud1

Постоять за ценой 

С одной стороны, в связи с ростом курса валют российское оборудование для наших хлебопеков, как правило, обходится дешевле. Но на круг дешевле получается не всегда.

a.alferov

«Цены на сырье и металл в России сопоставимы с западными. Конкуренция между российскими и импортными производителями наблюдается скорее в плане надежности оборудования, способности решать технические и технологические задачи», — полагает Александр Алферов, руководитель инжиниринговых проектов ООО «МАКИЗ-СТОЛИЦА».

Он добавляет, что цены поднимали как зарубежные производители, так и отечественные, и неоднократно. Раньше это происходило раз в год, а сейчас гораздо чаще. Вырос и диапазон повышения. По опыту Алферова, сейчас он составляет от 5 % до 30 % в зависимости от производителя и позиции. О том, что цены на оборудование пришлось поднимать и российским производителям, подтвердили и участники выставки «Агропродмаш».

Вложить меньше сейчас — больше платить потом. 

«Поставить производственную крупную линию у иностранцев стоит дороже, от 500 тыс. евро. Но там другая комплектация, составляющие. В итоге, часто получается, что «скупой платит дважды». При покупке более дешевой техники, на ремонт и сервис потом уходят средства; простой линии в случае поломки ведет к издержкам и недопоставкам в те же сети, а значит, иногда и к потере полки», — рассуждает Александр Алферов. — Тогда как импортное оборудование ряда европейских марок может служить до 20 лет, конечно, при минимальном сервисном обслуживании. Затраты на эксплуатацию оборудования за счет его качества и технологичности ниже».

Кроме того, по его словам применение западными производителями современных технологий дает существенную экономию энергоносителей, которые постоянно дорожают, и позволяет окупать инвестиции за более короткий срок.  

«Как я вижу, ряд российских производителей, чтобы удержаться на плаву несколько лет удерживали цены, а сейчас произошел резкий рост из-за мирового увеличения стоимости стали, полупроводников и прочего. За счет чего сдерживались цены? Снижения издержек. Если раньше были итальянские компоненты, то теперь зачастую « китайские», — считает представитель MIWE Россия. «Импортное оборудование понемногу растет в цене, но, к примеру, стоимость ротационной печи 10 лет назад и сейчас отличается незначительно , — делится наблюдениями Костенко. — С точки зрения цены отечественные машиностроители выигрывают, но в плане сервиса и техподдержки не прилагают много усилий. Некоторые действуют по принципу: «Если нас выбрали по цене, этого достаточно». Постпродажная поддержка, на мой взгляд, у российских компаний слабее». 

oborud2

Отстали. Навсегда? 

Дополнительные преимущества зарубежных производителей – постоянные новации, НИОКР за свой счет и сервисная поддержка.  

Шаг за шагом производителям пищевого оборудования нужно внедрять новое, как отечественным, так и зарубежным. Российские производители на «Агропродмаше» рассказали о том, что у них есть свои КБ, лаборатории и центры разработок и выставили на стендах новинки. 

Но пока, считают дилеры, наши редко вкладываются в модернизацию и усовершенствование продукта. «Если говорить о ротационных печах российских производителей, то, по моим наблюдениям, их модернизация не происходит годами. Максимум, изменения происходят в пультах управления, но каких-то новых «фишек», ноу-хау я не видел, — приводит пример Вячеслав Костенко. — Наша компания раз в 2-3 года модернизируют линейку, в том числе с точки зрения энергоэффективности. Каждая новая модель должна быть более эффективной, чем предыдущая. Кроме того, идет ориентация на потребности покупателей. Например, если раньше был запрос выпекать в ротационных печах только мелкоштучные изделия и формовые хлеба, сейчас все больше хлебопеков хотят универсальную печь, где можно изготавливать и подовые хлеба и на сегодняшний день иностранцы это делают», — добавляет он.

Конечно, у иностранцев больше ресурсов для НИОКР, есть поддержка институтов и государства. Но чаще всего они надеются только на себя.

«Иностранные производители понимают, что это основополагающая составляющая бизнеса, и не ждут поддержки от государства, — отмечает Михаил Котиков. — Наши производители наоборот. И, к сожалению, отечественный производитель сегодня довольно далек от иностранцев по разработкам и инновациям. Я думаю, что этот разрыв не менее, чем 10 лет. Если сегодня импортные поставщики остановятся в своем развитии, нашим как раз понадобится это время, чтобы их догнать при условии, что они станут активнее вкладываться в том числе и в НИОКР».

Фундамент для развития российские производители пока в большинстве случаев вынуждены искать самостоятельно, если на то есть желание. Потому что многие идут «по накатанной». Есть и интересные решения: например, компания ДИВО, представитель итальянской POLIN в России, не пытается догнать и перегнать крупнейшего производителя ротационных печей, а идет по пути симбиоза, дополняя итальянскую продукцию изделиями собственного производства. 

Александр Алферов из «МАКИЗ-СТОЛИЦА» категоричен:

«Образно говоря, в смысле технологий и развития наши отстают от иностранцев навсегда. Какой бы консервативной не была хлебопекарная отрасль, сейчас все более актуальны новации. В России активно мало кто этим занимается. Максимум, что делается – копирование западных образцов, — утверждает Александр Алферов. — Почему крупные хлебопеки делают ставку на импорт? Потому что у иностранцев есть уже отработанная технология. Это компании, которые зарекомендовали себя более 20 лет, они развиваются, у них есть поддержка и научных институтов, и госфинансирование. У нас это пока развито на достаточно слабом уровне». 

По наблюдениям Алферова, российский производитель «выживают кто как может». «Системности нет. Конечно, некоторые российские производители оборудования многому научились, стремятся развиваться, производят ряд позиций не хуже импортных аналогов. Надеемся, что в свое время их продукция станет такой же конкурентоспособной и не менее качественной», — резюмирует он.

Не все так гладко

Конечно, дилерам иностранной техники легче рекламировать себя, ведь за спиной — сильные мировые бренды. У ряда российских машиностроителей есть собственные конструкторские бюро, свои инновации и разработки. Без сомнения, есть и удачные решения. Иногда российские производители выигрывают в плане сервисной поддержки: ведь одно дело, к примеру, заменить детали на новосибирском предприятии, если производство в Москве, другое — доставить их в Сибирь из Италии. Пандемия сказалась на возможности иностранцев оказывать сервис, направляя на производство зарубежных специалистов. Отечественные квалифицированные кадры (а они есть, хотя нужно больше), как говорится, всегда под рукой. И  иностранцы не отрицают, проблемы были - но решаемые. Опять же с помощью российских специалистов. 

«Не согласен, что в этом проблема. Исключение – во время пандемии, когда при поставках крупных иностранных индустриальных линий было недостаточно российских обученных специалистов, планировали приехать специалисты из-за рубежа. Но визы им не выдавали. Тем не менее, компании справлялись: если не хватало своих специалистов, привлекали партнеров, у которых в штате есть российские обученные кадры”, — говорит Михаил Котиков.

Многие иностранные производители лучше представлены в сфере маркетинга, например, не международных и российских выставках. Это не самый сильный аргумент, но коммуникация с клиентами все же важна. И здесь наши стараются не отставать. На выставках российские компании нередко имеют стенды, сравнимые с иностранными по размерам. Но все же дело не в маркетинге — иностранцы имеют более зрелый продукт, который и продается лучше, считает Михаил Котиков.


А вот клиенты, не преуменьшая качество и опыт иностранных производителей и признавая их мировую экспертизу, иногда говорят: не слишком они в нас заинтересованы. При условии глобальной реализации Россия не всегда в числе приоритетов. Тогда как у отечественных — да. Ведь на экспорт ориентированы немногие. Так, Владилен Фуфаров, управляющий крупным предприятием «СМАК», написал в обсуждении в Фейсбуке (соцсеть признана экстремистской и запрещена в России): «С иностранцами год от году работать всё сложнее, качество отношения у многих из них к российским проектам всё больше портится. Нашим машиностроителям элементарно не хватает в чем-то накопленных компетенций, просто исходя из времени существования компании и нашего нового рынка, которому всего лишь 30 лет. Но это дело наживное». По его мнению, «наши машиностроители ещё хорошо подвинут иностранцев».

Правда, если наши машиностроители не ускорят темпы развития, ждать этого придется еще долго. 

Материалы по теме: 

В преддверии «Агропродмаш-2021» на Olebe.ru вышла статья о том, каковы тенденции и ожидания российских производителей хлебопекарного оборудования. В марте в тексте «Полный комплект» мы собирали мнения хлебопеков, отечественных машиностроителей и дилеров импорта.  Осталось узнать  мнение о конкуренции между «нашими и вашими» у представителей ведущих хлебопекарных предприятий. Coming soon. 

Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
рынок хлеба оборудование эксперты отрасли

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Реклама