Центр изучения потребительского поведения Роскачества опросил более тысячи человек, чтобы изучить влияние пандемии на жизнь отечественных потребителей. Оказалось, лишь 19% опрошенных не экономят ни на чем, а остальные стараются сократить расходы.
В онлайн-опросе приняли участие люди старше 18 лет из городов с населением от 100 тысяч жителей. Согласно результату исследования, россияне стали тратить больше, чем в аналогичный период 2020 года.
Респонденты связали это с повышением цен на фоне пандемии, сообщает источник. "Так, 59% опрошенных заявили, что теперь тратят больше на подорожавшие продукты, еще 27% следят за тратами не очень пристально, но сообщили, что скорее всего, на повседневные покупки стало уходить больше денег. Для 20% ничего не изменилось, а 7% считает, что затраты вовсе снизились."
Аналитики Роскачества также представили данные о том, на каких продуктах экономят россияне. На сладостях экономит почти половина опрошенных (47%), а на хлебобулочных изделиях, по подсчетам исследователей, 19%.
По данным аналитиков Роскачества, по каждой из категорий за экономию выступило больше женщин, чем мужчин.
Особенно это заметно в категориях:
- хлебобулочных изделий (67,5% женщин против 32,5% мужчин),
- безалкогольных напитков, соков (60,8% против 39,2%),
- кондитерских изделий и сладостей (59,7% против 40,3%)
- и колбас (63,3% против 36,7%).
Мы попросили прокомментировать результаты, полученные Роскачеством, Анастасию Качалову, исследователя отдела исследований потребительских панелей GfK Rus:
- Что касается оптимизации расходов на питание, по данным наших исследований мы видим, что покупатели в прошлом году были готовы оптимизировать в случае необходимости затраты и на продукты питания (но не в первую очередь). Но анализируя данные о фактических покупках, на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, если смотреть на покупателей в целом. Практически во всех категориях есть и те, кто сократил расходы на категорию, и те, кто увеличил. Кроме того, у каждой из динамик есть свои причины для той или иной группы покупателей. Например:
- Некоторые стали готовить больше дома: снизили покупки готовых продуктов (в том числе, например, хлеба). Однако у них же выросло потребление ингредиентов, из которых изготавливается этот продукт. И это уже не всегда оптимизация: в ряде случаев итоговые затраты на домашнее приготовление (с учетом всего процесса) могут оказаться выше, чем при покупке продукта в готовом виде в магазине.
- Некоторые покупатели сменили в прошлом году образ жизни и, соответственно, это повлияло на питание и привело к изменению затрат на те или иные продукты.
А вот, например, тренды прошлого года, которые можно трактовать как оптимизацию расходов
- Активное переключение в ряде категорий на продукцию СТМ (цена ниже, чем у брендированной продукции, => при том же уровне потребления в кг сумма затрат ниже);
- Смена канала, в котором совершаются покупки (переключение на хард-дискаунтеры, e-commerce, сохраняющийся рост дискаунтеров). Цены на ряд продуктов в этих каналах ниже, чем, например, в супермаркете, либо в моменте более выгодные промо-акции. Тогда для тех, кто переключается с супермаркета на e-commerce без изменения объема потребления того или иного продукта, это можно считать оптимизацией.
Причины/ситуации могут быть ещё – нужно смотреть детально каждую категорию, а иногда - и разные продукты внутри категории.
По данным GfK, среди домохозяйств, у которых в 2020 году снизился объем покупок хлеба в стоимостном выражении, больше домохозяйств, в которых за принятие решения о покупке FMCG товаров отвечают женщины в возрасте от 40 до 49 лет и старше 60 лет.
Но, как сказано выше, у процесса могут быть разные причины, соответственно, и социально-демографические характеристики этих домохозяйств могут несколько отличаться.
Есть о чем рассказать?
Вы можете предложить свою публикацию.
Есть о чем рассказать?
Вы можете предложить свою публикацию.