Ватель Маркетинг
Изучаем продукт: как правильно строить работу дегустационного комитета
116
Анна Малявина

Продукт готов и выпущен. Что с ним делать дальше? 

В предыдущей статье мы говорили о том, как использовать социологические опросы, чтобы получить первичную информацию и принять решение о выпуске той или иной продукции. Но соцопросы могут быть полезны и на другом этапе работы — когда нужно понять, выпускать ли продукт на полку.    

Мнение главного

Базовый уровень социологических опросов есть практически на каждом предприятии.  Это дегустационный комитет в рамках совета директоров или руководителей отделов по выбору нового продукта, изменения вкусовых характеристик, дизайна упаковочного материала.

Этот уровень имеет много недостатков:

  • наличие в составе только руководящих сотрудников предприятия;
  • активное участие в опросе формального лидера;
  • нарушение принципов выборки респондентов (участников дегустационного комитета) по половозрастным характеристикам.

Условно такой  метод можно назвать «Мнение главного»: результат опроса будет соответствовать заведомо принятому решению собственника/генерального директора. 

Эффективность таких опросов низкая и пользоваться ими стоит только в двух случаях:

  1. Если «главный»— человек, обладающий редкой  продуктовой/маркетинговой/дизайнерской интуицией;
  2. Если методика применяется на уровне стартапа, когда спросить особо некого.

Дегустационный комитет

Дегустационный комитет с участием сотрудников смежных отделов — более «продвинутый» уровень для проведения соцопросов. Но и у него есть недостатки. 

В респондентах оказываются люди

  •  одинаковых возрастных групп, 
  • финансовых возможностей, 
  • склонные выражать постоянное мнение в отношении продукции предприятия. 

Наверное, в каждом коллективе есть те, кто безусловно хвалит свой ассортимент даже при наличии очевидных недоработок. Есть и те, кто всегда признает безусловное первенство за конкурентом по цене и вкусу. 

Совокупность этих факторов не соответствует тому разнообразию мнений и возможностей, которое есть у потенциальной целевой аудитории. После обработки анкет  результаты будут далеки от реальности, и, положа руку на сердце, подобные опросы будут скорее вредны, нежели полезны.

Опрос по модели ЦА

Профессиональная методика опросов – это формирование на предприятии дегустационного комитета по модели потенциальной целевой аудитории.

  • Для этого необходимо обратиться к данным Федеральной службы государственной статистики и рассмотреть демографические данные по интересующей предприятие территории. При этом важно обращать внимание на такие показатели, как численность городского и сельского населения и количество мигрантов – эти категории населения имеют разные потребительские привычки и покупательскую способность и другие характеристики.
  • Исходя из полученных данных определить состав вашей потенциальной целевой аудитории по возрасту, полу, доходу, численности домохозяйства; 
  • Определить вес группы среди потенциальной целевой аудитории; 
  • Выбрать респондентов так, чтобы каждую группу потенциальной целевой аудитории представляло не менее 2-х респондентов (для репрезентативности);
  • Для обработки данных присвоить «вес» ответа респонденту, соответственно той доле целевой аудитории, которую он представляет 

Так обработанные данные будут наиболее приближены к реалиям в условиях опроса малых групп. 

Важное условие проведения дегустационных комитетов – обязательное «молчаливое» заполнение анкет респондентами. Анкеты должны разрабатываться отделом маркетинга и включать в себя характерные и важные для конкретного продукта параметры. Проходной балл на полку для продукта – не менее 4,5 баллов.

Скачать пример анкеты для «молчаливого заполнения» можно по ссылке

Таким образом используя методику опросных компаний на первом этапе работы с ассортиментом и корректно выстроенный дегустационный комитет мы получим возможность выпустить на рынок товар с высоким потенциалом.

Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
аналитика хлебозаводы

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Реклама
Реклама