Актуальная повестка дня в хебной отрасли в сентябре 2023 года - покупка «Караваем» «Щелковохлеб». Руководитель проекта OHlebe Роман Калинин в рамках еженедельной рубрики #наснеспрашивали пообщался на предмете сделки с генеральным директором БКХ «Коломенский» Дмитрием Козловым. Разговор получился интересным, с долей рисков и перспектив. В материал вошли основные тезисы Дмитрия Козлова по сделке.
Это достаточно крупный с точки зрения мощностей завод в Московском регионе производительностью, по разным оценкам, от 250 тонн в сутки (массовые сорта хлеба, тостовые хлеба и линия мелкоштучных изделий). Оборудование далеко не новое - ему лет 15-20, скорее 20, и в основном это качественное немецкое оборудование.Оно достаточно производительное и вполне отвечает сегодняшним требованиям в производстве массовых сортов хлеба. По большому счету печи, которые сейчас ставятся, не отличаются от тех, что были 20 лет назад.
Цена сделки: свою оценку я сказал в нашем интервью, но какая реальная цена сделки мы, скорее всего, вряд ли узнаем. В то же время, если это покупал сам «Каравай», то в следующем году это будет видно по балансу в графе «финансовые вложения». Есть нюанс: «Каравай» купил чуть более 60% акций, то есть был куплен пакет генерального директора. На первом этапе этоне создаст проблемы, но такая история не самая простая.
Когда мы говорим о стоимости компаний и о контрольном пакете, сложно оценивать за сколько был выкуплен именно контрольный пакет. Есть компании, такие как мы, которые стремятся довести свой пакет до 100%. Есть компании, которым достаточно иметь контрольный пакет. С моей точки зрения, стоимость «Щелковохлеб» - не менее 2 млрд рублей (плюс оборотные активы, так как нет долгов). Сколько стоят 60% акций - никогда не догадаешься. Они могут стоить и те же 2 млрд или 2 млрд, умноженные на 0,6.
Я в свое время предложил Игорю Викторовичу Ларину (генеральный директор «Щелковохлеб» - Прим. Ред. ), но он тогда не был готов к продаже. Я сказал простую фразу: «Игорь Викторович, если у вас будет желание, мой номер у вас есть». Я не никого не принуждаю… Как такового принуждения на рынке вообще нет.
Конечно я догадываюсь, почему многие не проводят открытые торги. Почему готовы продаться чуть подешевле, но людям, которых знают. Люди старшего поколения боятся Due Diligence («дьюдилидженс» - аудит перед покупкой бизнеса - Прим.Ред.), однако практически никто сейчас не покупает компании без данной процедуры. Но у людей, которые пережили 90-е годы, и которые помнят все нюансы того периода, крайне ревностноеотношение к доступу к документам. Зачастую логика следующая: «Они в документах увидят что-то такое и скажут: «Нет, нам не надо», и начнут какой-нибудь рейдерский захват». Эта логика, которую я слышал от людей неоднократно.
С моей точки зрения ничего страшного в этом нет. Есть вещи, которые компания не показывает, но, если ты хочешь продать подороже, без дью-дилаэто сделать невозможно. В свое время, говоря о «Волжском пекаре», для ЛилииНигматулловны было важно не только продать, но продать людям, в которых она уверена. Это вопрос доверия продавца и покупателя.
Игорь Викторович остается генеральным директором «Щелковохлеб». Возможно, это сыграло важную роль для сделки. Другие крупные игроки: мы, «Черемушки» или «Сабурово», приобретая компанию, меняем генерального директора. У Игоря Викторовича однозначно было желание продолжать работу. В случае с Лилий Нигматулловной- она сейчас себя реализует в социально-общественных проектах. Мы с ней говорили, что на заводе не может быть двух хозяев. Схема, по которой в свое время покупал Fazer - «потихоньку входить, а топ-менеджмент оставлять», в настоящее время не работает.
Скорее всего, Игорь Викторович продолжит заниматься производственными вопросами, а вопросами коммерции, сбыта, закупок будет заниматься сам по себе «Каравай» как холдинговая структура.
WelcometoHell - могу объяснить, почему я это написал и почему наша реакция будет минимальной. Мы едины в этом плане, общались с остальными игроками рынка, принципиально для всех это такой нулевой вариант: «хорошо, что купили не вы». Вместо производителя «Щелковохлеб» становится производитель «Каравай».
Я приведу несколько цифр, которые мы получаем по результатам вторичных исследований для понимания, почему все не так просто, как это может показаться, в том числе коллегам из «Каравая».
Соотношение емкости по хлебу в килограммах одной торговой точки в регионе Санкт-Петербург и Москва/ и Московская область. По состоянию на середину этого лета, средняя емкость федеральной точки в Санкт- Петербурге - 135 кг промышленного хлеба (без учета заморозки), Москва- 120 кг. То есть, минус почти 12%.
Логистика в Москве дороже. В Санкт-Петербурге, если мы рассматриваем «Дарницу» отдельным игроком, кумулятивно можем сказать, что есть три игрока: «Дарница» мы (Хлебный дом), «Каравай», и, набранный суммарно четвертый,-это «Арнаут», «Ржевка», «Петрохлеб» и так далее. Соответственно, эти 135 кг условно делятся на четвертых.
Теперь берем московский регион, где объем на 10% сам по себе меньше и делится он уже не на четверых и даже не на пятерых. Семь, восемь, а то и десять поставщиков может быть. Для того, чтобы получить в Москве такую же экономику, которая у «Каравая» есть в Санкт-Петербурге (а по официальным данным она не очень прибыльная), достичь такого же заказа в килограммах, сопоставимого с Петербургом, будет крайне сложно.
Посмотрим на среднюю цену килограмма по данным того же самого NielsenIQ и по нашим данным в том числе (мы NielsenIQ покупаем со времен «Хлебного дома»). Если проанализируем две компании в Петербурге - средняя продажная цена (полочная) и в целом ассортиментный портфель - то у «Каравая» сейчас это около 145 рублей (плюс/минус) за кг, включая мелкоштуку, все, что касается промышленного хлеба и не включая СТМ. У Холдинга вместе с «Дарницей» эта величина около 190 рублей.
Теперь переместимся в Московский регион и здесь ярко выражены две категории производителей, и между ними еще одна замечательная компания. Есть производители, которые имеют достаточно высокую полочную цену: «Черемушки» - 170+, «Коломенский» - 190+ и около 200 у «Сабурово». Есть промежуточная категория, в которой на данный момент находится один поставщик - это «Пеко». У них порядка 145-150 рублей за кг (они стараются комбинировать ассортимент, продвигать мелкоштуку). И есть категория, где «Щелковохлеб» и «Грейн» - 115 рублей за кг и «Калиниградхлеб» - 110 рублей за кг.
Для того, чтобы заработать на этом бизнесе денег, надо «Щелковохлеб» серьезно перепозиционировать, изменить ассортимент. Даже доведя до питерского уровня «Каравая» (140 рублей за кг), величина заказов будет меньше, чем в Петербурге, а стоимость доставки точно не меньше и ожидать взрывного рывка в космос крайне сложно.
Кроме финансового блока, есть блок уровня заработной платы сотрудников и развития производства. Для увеличения зоны покрытия логистики необходимы люди. Аситуация с наймом людей следующая: на те зарплаты, что сейчас платят на областных московских заводах, люди не идут. Кто давно работает, они остаются и не уходят, но новые не приходят. Для того, чтобы «разогнать» «Щелково» в полтора-два раза, надо брать людей на другие зарплаты. Ветераны, которые готовы за идею работать – это, конечно, классно, но новым людям надо платить больше. А если ты берешь новых людей, а старым не повышаешь - эта схема тоже не работает. Необходимы вложения в персонал, в логистику.
В Москве есть история локальных поставщиков и в основном это поставщики областные. Как раз «Сабурово» пытается от этого отойти и стать глобальным поставщиком, но остальные заводы являются локальными. Для того, чтобы расширить свою зону, надо вкладывать в логистику.
В Москве сейчас есть дефицит водителей. Причем на большинстве средне тоннажных автомобилях работают граждане из прилегающих с нами южных государств, что тоже несет за собой ряд сложностей. Задачка очень непростая для руководителей «Каравая». Это не то, чтобы взять положительный опыт «Каравая» в Петербурге и переложить на Москву, нет… По сути, должна быть просчитана сильная математическая стратегия развития.
Величина или маржа заказа и стоимость доставки этого заказа: при стоимости доставки одного заказа в районе 600 рублей, даже при марже в 40%это значит, что средний заказ должен составлять 1500 рублей даже для выхода в нулевой баланс.
Немного пофантазируем: даже при полочной цене «Каравая» в Санкт-Петербурге, условно разделим ее надвое, чтобы получить цену производителя - 70 рублей без НДС. Значит, 1500 делим на 70. Минимум 21 килограмм на точку надо продавать. При емкости 120 (вместе с СТМ) означает, что для того, чтобы выходить на нулевой баланс (стоимость доставки и маржа заказа находятся в равновесии), «Каравай» должен взять более 20% рынка хлеба на той территории, на которой он будет отгружаться. Даже на домашней территории - это сложная задача. Значит продукт должен быть вкуснее или дешевле, а уровень крупнейших игроков в Москве сопоставим и сделать что-то сверхординарное - это непросто.
«Каравай» то уходит из Москвы, то возвращается... По масштабам рынка - объемы абсолютно несерьезные (в пике - 20 тонн в сутки) и говорить о высокой узнаваемости нельзя. Может быть, есть ориентация на людей из Питера, которые работают в Москве и знают, что такое «Каравай», но это если они придают значение торговой марке.
Удачна ли эта сделка для «Каравая» и «Щелковохлеб»
Каждый выбирает для себя. Игорь Викторович остался в своем кресле и получил какое-то количество денег. Для предприятия - в любом случае позитивно. Приход «Каравая» - это приход инвестиций, изменение уровня заработной платы. А для «Каравая» - это возможности. Все будет зависеть от того, к чему в итоге хочет прийти менеджмент «Каравая». Если мы просто хотим стать больше - это одно. Если мы хотим прийти к конкретным финансовым результатам - это другое.
«Щелковохлеб» - ликвидный актив. Если через некоторое время «Каравай» поймет, что это не возможности, а якорь, то этот актив всегда можно перепродать кому-то из московских игроков. Есть возможность вернуть эти деньги обратно. Пока текущая экономика «Каравая» позволяет нести эту нагрузку. Сможет ли нести компания эту нагрузку дальше - покажет время. Если ты купил что-то ликвидное, ты всегда это сможешь продать.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх