В 2019 году в России стартовала обязательная маркировка. В первую очередь ее ввели для ряда непродовольственных товаров, а спустя два года очередь дошла до бутилированной воды и молочной продукции. Нет сомнений, что постепенно список будет пополняться, и не исключено, что в обозримом будущем захотят маркировать кондитерские изделия.
Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Главная цель нововведения — обеспечить конечного потребителя качественным продуктом. Создатель и оператор маркировки в России — Центр развития перспективных проектов посредством цифровой системы «Честный знак». С помощью системы можно проследить путь каждого товара: от создания до приобретения. Маркировка товара производится посредством специального кода идентификации Data Matrix от ГИС МТ.
— Нововведения в вопросах маркировки вызывают определенные сложности у владельцев бизнеса, — комментирует бизнес-юрист Руслан Мирзеханов. — В частности, финансовые, ведь для проведения маркировки предприятию необходимо обеспечить себя оборудованием для нанесения кодов идентификации, аппаратов для считывания, системами для взаимодействия с госструктурами и мониторинга маркированного товара.
Кроме того, каждый код вовсе не бесплатный: с 1 июня 2021 года цена каждого кода составляет 50 копеек без НДС.
Если учесть, что на каждую единицу товара приходится свой уникальный код, становится ясно, что себестоимость каждого маркированного товара отныне увеличивается на 50 копеек, что нередко составляет значительную долю от стоимости.
За производство и продажу товаров из списка товаров, обязательных к маркировке, без таковой предполагаются штрафные санкции: от 5 до 300 тысяч рублей.
Производители признают, что без помощи государства бизнесу придется сложно в переоборудовании предприятий для исполнения обязанностей по нанесению маркировки. Ведь приобретение такого оборудования может обойтись в несколько миллионов рублей.
— В 2020 году Минпромторг выдвинул инициативу о предоставлении субсидий для облегчения работы бизнеса. Но пока инициатива так и остается инициативой. Кроме того, субсидия — это не грант. Это те же самые заемные средства, которые придется возвращать. И выплаты эти лягут в итоге на кошелек финального потребителя, так как это неминуемо повлечет за собой увеличение цены, — отмечает Мирзеханов.
Точная дата внедрения обязательной маркировки на кондитерские изделия, а также перечни товаров пока не озвучивается. В списке товаров, обязательных к маркировке до конца 2021 года, данного пункта нет.
Менеджер по разработке кондитерских изделий компании "РУСАГРО" Тамара Духу не сомневается, что введение обязательной маркировки кондитерских изделий не за горами.
— Данный вопрос уже обсуждается на уровне министерств. Это было озвучено на последней бизнес-конференции «Кондитерские изделия XXI века» в докладе президента Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Сергея Носенко, — сообщила она. – Но на кондитерскую продукцию такая маркировка не нужна, так как это не имеет никакого отношения к безопасности пищевой продукции. Все это делается в целях борьбы с контрафактом, но только «рублем» потребителя.
Заместитель генерального директора Орловского хлебокомбината Сергей Сергеев разделяет эту позицию.
— Введение маркировки на большом предприятии - трудоемкий процесс, требующий серьезных вложений, при этом пользы от этого для производителя вряд ли стоит ожидать. Попутно возникает вопрос: около 20-25% ХБИ продается без использования упаковки и этикетки, а как в этой ситуации быть с маркировкой? - говорит Сергей Олегович. – Маркировка хлебобулочных изделий, на мой взгляд, для предприятия нецелесообразна.
Опасения участников рынка прокомментировали в пресс-службе Минпромторга:
— Введению обязательной маркировки всегда предшествует проведение добровольного эксперимента, в рамках которого предприятия могут апробировать и настроить собственные технические и бизнес-процессы, подготовиться к вступлению в силу требований, а также напрямую принимают участие в формировании нормативной правовой базы — «правил игры». Решение о проведении добровольного эксперимента также принимается Правительством РФ (соответствующим постановлением), — ответили в пресс-службе министерства на запрос редакции.
Также необходимо отметить, что предложения бизнес-сообщества о проведении соответствующего эксперимента по маркировке кондитерских изделий до настоящего момента не поступали в Минпромторг России.
Кроме того, в министерстве добавили, что разработан ряд мер поддержки участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе посредством займов Фонда развития промышленности.
При этом продукция, которая не упакована в потребительскую упаковку и предназначена только для дальнейшей переработки на других предприятиях (другими участниками оборота), либо для изготовления иной продукции, а также сырье в настоящее время не подлежат маркировке средствами идентификации.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх