Левашовский хлебозавод в Петербурге повидал многое: от Великой Отечественной войны и блокады до своего почти полного разрушения в 2010-х годах.
Казалось, еще несколько лет и от уникального по всем архитектурным и хлебопекарным меркам здания не останется и следа. Однако Левашовскому хлебозаводу решили дать вторую жизнь, превратив его в культурно-деловое пространство.
Историй о восстановлении хлебозаводов у нас в стране пока немного. Есть московские примеры - это Хлебозавод №9 и №5 (хлебозавод имени Зотова). На периферии подобных проектов пока нет. Верим, что опыт по восстановлению хлебозаводов в Москве и Санкт-Петербурге покажется регионам более привлекательным, в том числе инвестиционно, нежели снос уникального архитектурного здания.
10 июня 2023 года петербуржцы и гости города стали свидетелями перерождения уникального и важного для Петербурга здания: на территории бывшего Левашовского хлебозавода открылось общедоступное культурно-деловое пространство. Реконструкция была выполнена на средства и силами известного петербургского девелопера – Группы RBI, за обширную программу культурного центра теперь отвечает Школа Masters. Что именно представляет из себя хлебозавод сейчас и можно ли найти на его территории упоминание про хлеб – узнали в беседе с президентом Группы RBI Эдуардом Тиктинским.
— Как вы сформулировали первоначальную цель при покупке Левашовского завода? Вы ведь не рассматривали это здание для прямого назначения – восстановления и работы завода по производству хлеба.
— Мы – девелопер с уникальным опытом работы со зданиями-памятниками, с историческими зданиями, нуждающимися в реконструкции. Мы беремся за такие объекты, за восстановление которых кто-то еще вряд ли возьмется, – для них нужны особые компетенции и опыт, да и экономическая привлекательность такой реконструкции для многих спорна. А наша модель, уже не впервые, позволяет и спасти памятник, и увидеть в этом разумную экономику – с точки зрения девелоперского бизнеса.
Работа с таким знаковым памятником архитектуры показалась нам крайне интересным, уникальным творческим вызовом. Не только спасти полузаброшенный объект культурного наследия, но и дать ему новую жизнь, придать новую функцию, которая была бы востребована и нужна людям сегодня, – это была крайне интересная задача, и мы понимали, что решаем ее в том числе и во благо города. Так здесь появилось востребованное горожанами культурно-деловое пространство, куда ежедневно приходит несколько сот человек.
Наша многолетняя работа с Левашовским хлебозаводом еще раз показала, насколько сложны такие объекты, – с точки зрения проектирования, приспособления под новую функцию, строительных работ.
— Какие части здания хлебозавода были сильно повреждены и восстановлению не подлежали? Что из уникальных элементов интерьера вы сохранили или реконструировали?
— Самая большая потеря – это оригинальное инженерное оборудование, которое было утрачено после остановки производства на площадке Левашовского хлебозавода (это произошло в начале 2010-х), еще до прихода на этот объект RBI. Вертикально-кольцевой цикл хлебопечения, изобретенный в 1930-х гг. инженером Георгием Марсаковым, по праву считается одной из вершин инженерной мысли той эпохи.
А сохранению подлежала вся конструктивная схема здания (балки, колонны), его объемно-пространственные решения, даже конфигурация и расстекловка окон (так как у здания оригинальное «ленточное» остекление).
Мы сохранили все, что должны были сохранить, но усиления металлом, конечно, потребовали практически все несущие конструкции. Также мы полностью заменили кровлю большинства корпусов.
Фрагментарно сохранилась до наших времен и оригинальная внутренняя отделка – в основном, на лестничных пролетах. Это напольная плитка, ограждения лестниц – фрагменты, которые мы, конечно, тоже отреставрировали.
— Что в этом здании напоминает о его истории: работе хлебозавода, о хлебе?
— Внутренняя планировка осталась именно такой, какой она была на хлебном производстве: рабочие помещения и коридоры расположены «по кругу», а через центр здания по всем этажам проходит вертикальная шахта (когда-то по ней снизу наверх поднималась мука). Так же есть и помещения двухуровневые, со «вторым светом» – в одном из таких сейчас находится корпоративная библиотека RBI. А корпоративное кафе для сотрудников офиса получило неформальное название «Горбушка» – в этом тоже есть своего рода «память места».
Сохранили мы и огромный объем котельной, которая теперь превратилась в общедоступный многофункциональный зал, – все это тоже часть объекта охраны, она не могла быть изменена. Вообще, в этом и состояла основная сложность: приспособить под культурно-деловое пространство и современный технологичный офис те помещения, которые когда-то были созданы для размещения печей и тестомесильных машин, при это полностью сохранив весь конструктив здания.
На первом этаже, в так называемой «ротонде», работает историческая экспозиция, посвященная истории хлебозавода, хлебопечения в целом, а также истории архитектуры и советского конструктивизма.
— На территории завода есть экспозиция, призванная сохранить память места, память блокады. Почему так повелось, что требуется сначала разрушить практически до основания здания с историей, а потом бережно восстанавливать подобного рода объекты?
— Разрушающееся историческое, архитектурное наследие – проблема Петербурга, проблема исторического центра. Мы были на Левашовском хлебозаводе, мы видели, в каком состоянии он находился до 2018 г. И это – региональный памятник! Что уж говорить про «рядовые» исторические дома, счет которым идет на тысячи.
Конечно, целенаправленно памятники никто не разрушает, но это разрушение происходит, в том числе от бездействия. Пример Левашовского хлебозавода и других подобных объектов показывает, как деструктивна позиция «не дать инвестору ничего делать, лишь бы он случайно не сделал хуже»
Наоборот, только за счет широкого подключения бизнеса, за счет создания привлекательных инвестиционных условий и разработки целевых программ с федеральным финансированием, можно исправить ситуацию с центром Петербурга.
— Как меняется облик города и какие задачи можно решить преобразованием таких площадок, как Левашовский завод в Петербурге?
Жители современных крупных городов нуждаются в некоем «третьем месте», помимо дома и рабочего офиса, где они могли бы проводить время. Конечно, здорово, что в последние годы в Петербурге новые общественные пространства появляются одно за другим: «Новая Голландия», «Севкабель», Карповка, «Остров фортов»… Это делает «среду обитания» человека более дружественной: есть, где отдыхать, общаться, есть место, где можно провести несколько часов, отдохнуть, послушать лекцию, посетить выставку или просто перекусить, выпить кофе. Раньше такую роль выполняли ТРК, но это совсем не тот формат: свежий воздух, ландшафт, культурно-просветительская функция – там этого обычно нет.
— Как еще можно приспособить здание бывшего хлебозавода к современному использованию?
— Это широкое поле для фантазии, но вряд ли многие из этих фантазий прошли бы проверку реальностью. Надо отдавать отчет, что архитектура бывших промышленных объектов специфична – и эта специфичность должна быть сохранена.
Поэтому варианты с обустройством в здании большого числа офисов или апартаментов довольно быстро отсеялись. Впрочем, мы сразу понимали, что в таком знаковом месте должен появиться именно знаковый для города проект с культурно-просветительской функцией.
— Могли бы перечислить значимые для города здания из «хлебной» архитектуры?
— В городе есть и другие исторические хлебозаводы, но именно Левашовский и ныне действующий Кушелевский стоят особняком – как жемчужины инженерной и архитектурной мысли. Советский, в том числе ленинградский конструктивизм – одна из самых ярких страниц в истории нашей, российской архитектуры. А хлебозаводы Марсакова, которых было всего семь (два в Петербурге, пять в Москве), при том являются выдающимся и характерным образцом этого стиля.
Справка
Площадь Левашовского хлебозавода составляет 7 325 кв. метров. Из них офисная часть – порядка 4 500 кв. метров. Культурный центр – 1 000 кв. метров, сюда входит «Творческая котельная», блокадный мемориал, лекционные залы Masters, историческая экспозиция. Работает ресторан и несколько встроенно-пристроенных помещений, предназначенных под аренду.
Еще по теме:
Как продать хлебозавод выгодно: советы профессионалов
Воронежский хлебозавод № 7 модернизируют за 2 млрд рублей
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх