С каждым годом рабочие руки будут стоить дороже — эта аксиома понятна сегодня практически каждому руководителю. При этом торговые сети требуют стабильного качества продукта: но чем больше производство зависит от рук, тем меньше надежды это качество поддерживать. Закономерен вопрос: как снижать ФОТ и себестоимость изделий? Есть такое решение — роботизация. О нем мы поговорили с Ларисой Личкановской, директором по маркетингу Metrа Technology Group — инжиниринговой компании, которая специализируется на промышленной роботизации и цифровизации производственных процессов.
Лариса, начнем с азов: что роботизация дает бизнесу, пищевым предприятиям в частности?
— Глобально роботизация становится импульсом к развитию производства и бизнеса в целом. В список основных KPI роботизации конкретно пищевых производств входит возможность значительно расширить ассортимент, ускорить выполнение определённых операций, эффективно использовать производственных мощностей, в том числе увеличивая их до максимально возможных значений.
Как пример: реализация одного из наших проектов на предприятии по производству напитков обеспечило работу участка упаковки и палетирования в режиме 24/7. Чаще всего эта задача выставляется заказчиком одной из первых в ТЗ.
Дальше — больше. По опыту скажу, что владельцы компаний не останавливаются на усовершенствовании только одного участка производства и, опробовав роботизированные технологии, принимают решение о расширении производственных мощностей, приобретая новые линии и запуская новые цеха.
Робот сегодня — это полноценная замена рабочих рук?
— Скорее, я бы сказала, оптимизация использования человеческих ресурсов. Во-первых, конечно, робот берет на себя монотонную, тяжелую работу, в том числе на опасных участках, требующих повышенного внимания в исполнении операций и больших физических усилий. Во-вторых, решает вопрос с постоянным поиском сотрудников для работы на этих сложных участках, что снимает головную боль в работе службы персонала. Освобожденные сотрудники могут переключиться на более легкие операции или повысить свою квалификацию и стать, к примеру, оператором автоматизированного комплекса.
Какие участки на пищевом предприятии лучше всего роботизировать? Какие решения предлагаются для хлебозаводов? И наоборот, в каких случаях роботы будут не эффективны?
— Начну с последнего: не эффективны они будут только для небольших предприятий, где объем выпускаемой продукции в сутки не требует ускорения процессов: это частные пекарни и небольшие хлебозаводы с узким ассортиментом.
Среди участков-фаворитов по роботизации на предприятии отмечу:
На предприятии по производству х/б изделий это может быть: укладка хлебов и батонов, упакованных в п/э или бумажный пакет в пластиковые лотки или гофроящики; укладка мелкоштучных изделий, упакованных во флоу-пак, в гофроящик; укладка мелкоштучных изделий, например сушек или пряников, в пакетах или картонных коробках в картонный ящик.
Это может быть как робот, определяющий соответствие выпеченного изделия заданным стандартам, так и отбраковка нарушений упаковки, пропуска клипсования, несоответствия веса.
Интересное, проработанное нами решение, мы предлагаем сегодня предприятиям с большим тоннажом выпуска в сутки и широким ассортиментом — это автоматизированная доставка поддонов с уложенными лотками или гофроящиками на склад, без участия человека.
Какие конкурентные преимущества открывают промышленные роботы?
— Однозначно это открывает преимущества тем, кто планирует долго и выгодно работать с сетевым форматом торговли. Выводит вперед тех, кто планирует увеличить производительность и занять большую долю рынка.
Ну, и наверное, самое главное преимущество — в гарантии выпуска качественной продукции: отсутствие рекламаций и положительный имидж на рынке — это основа любого бизнеса.
Положим, вы заинтересовали предприятие, оно готово автоматизировать свое производство с помощью роботов. С чего начать?
— Все достаточно просто. На первом этапе нужно описать исходную ситуацию на сложных, на ваш взгляд, участков, собрать в оцифрованном виде показатели работы участка и определить желаемые параметры при реализации проекта.
Наша рабочая группа выезжает на производство, вместе с техслужбой заказчика проводит аудит, после чего конструкторский отдел прорабатывает проектное решение. Если решение устраивает, составляется смета, план-график и технический департамент приступает к работе над проектом.
Фрагмент 3D-проекта установки упаковочного робота
Лариса, как сейчас обстоят дела с запчастями, микросхемами, чипами: есть ли они в наличии и будут ли потом? Не рискованно ли делать ставку на роботов в таких условиях?
— Сложности у нас возникли на самом первом этапе введения санкционной политики. Сегодня этит вопросы решены, наш основной поставщик наладил поставки в Россию. Также, нами проработаны варианты перехода на комплектации из стран, которые не подвержены влиянию политического давления.
Если говорить о кейсах: какие результаты принесла интеграция промышленных роботов конкретным предприятиям? Получилось ли сэкономить на автоматизации?
— Важно, что заказчик не только получает экономию, но и значимые выгоды по нескольким направлениям в совокупности. Приведу лишь один пример: при проработке проекта для одного из крупных предприятий России по производству хлеба заказчиком были обозначены узкие места, требующие оптимизации процессов с помощью робототехнических решений.
Более детально о кейсах компании-интегратора в рамках Пищевки3D в октябре 2022 года расскажет технический директор MetraRobotics Андрей Осиповский.
Участки, которые необходимо было автоматизировать, — это укладка в лоток в соответствии с заданной ориентацией х/б изделия, палетирование загруженных лотков на поддон и доставка сформированной палеты на склад.
В результате внедрения нашего решения:
Информационная справка:
Metrа Technology Group — это многопрофильный инжиниринговый центр с собственной производственной базой и высококвалифицированным техническим персоналом. Компания осуществляет анализ потенциала цифровой трансформации производства, а также оценивает готовность инфраструктуры и технологий к системной автоматизации и интеграции современных робототехнических решений. Проводит форумы и семинары, образовательные курсы по роботизации производств для R&D отделов и руководителей проектов, созданные при участии лидеров отрасли.
Реклама. Рекламодатель
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх