Несмотря на то, что ряд экспертов высказались против, пошлины на экспорт пшеницы были введены. Теперь цены на пшеницу на внутреннем рынке пойдут вниз. Надо ли радоваться этой новости и упадет ли цена на хлеб в рознице, узнали у Андрея Сизова, директора аналитического центра "СовЭкон".
В ноябре прошлого года крупные ассоциации производителей продуктов питания обратились к вице-премьеру Мишустину с письмом, в котором просили рассмотреть таможенные пошлины на экспорт зерновых.
В письме, которое подписали представители "Русской муки", НСХ, АСКОНД, НСС, НМА и другие, выражалась обеспокоенность ростом цен на основные зерновые культуры, особенно на пшеницу, что привело к существенному повышению себестоимости производства продукции. Было также указано, что квоты на экспорт лишь ограничат рост цен на внутреннем рынке, а для пищевой промышленности и животноводства важнее не стабилизация, а снижение цен “...до оптимальных уровней, которые позволили бы сохранить финансово-экономическую устойчивость как растениеводческих предприятий, так и зависимых отраслей АПК и перерабатывающей промышленности...”
Производителей услышали. Пошлины на экспорт пшеницы были введены.
Вот что думает о снижении цен в рознице и перспективах принятого решения Андрей Сизов, директор аналитического центра “СовЭкон”:
Не уверен, что это хорошая новость для мукомолов: некоторые могли приобрести зерно по более высоким ценам, и как им конкурировать в такой нестабильной ситуации?
Бенефициары ситуации - хлебопеки и животноводы, в первую очередь. Но и тут особых причин для радости я не вижу. У растениеводов отняли огромные суммы - мы оцениваем потери в районе 200 млрд рублей, речь ведь не только о пшенице. Обложили пошлинами и масличные, зарегулировали очень важный рынок сахара... За последние пару месяцев мы сделали большой шаг куда-то в сторону Аргентины, а может быть, Венесуэлы - где очень многое или все регулируют и не дают развиваться бизнесу. Экономика стоит на месте или сжимается, а люди стоят в очередях за продуктами и товарами первой необходимости.
Будут говорить: цена должна быть вот такая. А что у вас убытки такие, что придется закрываться, никого не волнует. Выживать на первых порах будут не лучшие бизнесмены, а лучшие лоббисты, но рано или поздно придут и за ними.
Мы с 2010 года выступаем против всех ограничений, против квот и против пошлин. Когда я слышу “мы найдем баланс” и другие словосочетания вроде “гибкого регулирования”, это значит, что у кого-то сейчас начнут отнимать деньги. Собственно, это и произошло.
Покупатели всегда хотят низкие цены, продавцы всегда хотят высокие цены, на этом построена экономика. Но когда говорят, что мы сейчас отнимем у продавцов деньги и отдадим их покупателям, это плохое решение.
Что можно и нужно сделать? Не мешать развиваться бизнесу. Ни хлебопекарному, ни мукомольному, ни растениеводческому.
Перестать "сдерживать цены", перестать кошмарить хлебопекарный бизнес, аргументируя это тем, что хлеб - особый социальный продукт. Это давным-давно не так и просто отпугивает людей от вложений в сектор.
Искусственно опустить цену ниже равновесной с точки зрения спроса и предложения - невозможно. Если бы даже это и было возможно, то все равно это крайне неэффективный подход: занижая цены, мы пытаемся помогать всем, и людям с доходом в 10 000 рублей в месяц, и с доходом в 10 млн в месяц. Лучше целенаправленно помочь наименее обеспеченным слоям населения - это примерно 20 млн человек. Стоит выделить им целевую помощь , что отчасти бы конвертировалось в расширение внутреннего спроса и помогло всем секторам.
Для потребителей зерна нужны механизмы хеджирования ценовых рисков. Чтобы не было ситуаций, когда рубль упал на 10%, на бирже Чикаго цена на пшеницу выросла на 15%, и поэтому для вас цена выросла на 30% в рублях. Механизмы планирования цены на зерно, которые вы будете покупать в ближайший месяц, а то и на весь год по-хорошему, используются во всем развитом мире. У нас их сейчас пытается запускать Московская биржа. Более активное использование этих механизмов, помощь государства в запуске, чтобы удешевить на первых порах, было бы хорошим решением.
Со словами эксперта о регулировании всего и вся сложно не согласиться: до 31 марта установлены предельные цены на ряд продуктов питания. Предпосылок к улучшению экономической ситуации пока нет, а значит, сдерживать цены и далее будут в основном в ручном режиме.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх