Что такое экосистема, почему она стала популярным форматом ведения бизнеса и причем здесь хлебопекарная отрасль? Рассказываем по порядку.
Природа — лучший советчик
Само понятие «экосистема» позаимствовано у первого в мире эколога, профессора ботаники Артура Тэнсли. На заре прошлого века он назвал этим термином совместно эволюционирующие сообщества организмов, неразрывно связанных друг с другом и окружающей средой: от муравейника и леса до планеты в целом. Очевидно, уже тогда, параллельно увлекаясь психологией, ученый ассоциировал мир природы с обществом людей.
В начале 1990-х профессор Гарвардского университета Джеймс Мур развил эту идею, предложив компаниям перестать действовать поодиночке, объединившись в своего рода клубы, участники которого ставят целью взаимовыгодное сотрудничество. И вот результат: сегодня достаточно загрузить на смартфон специальное приложение — и перед бизнесом открывается море новых возможностей.
Вместе — выгоднее
Этой стратегией быстро заинтересовались самые продвинутые компании, так как платформы цифровых экосистем позволяют им воспользоваться универсальным набором функций, позволяющих решать важные для каждого задачи. Обязательное условие: присоединившись к сообществу, необходимо придерживаться общих для всех правил и стандартов. И это — небольшая плата за возможность увеличить прибыль и ускорить процессы, которые прежде достигались через личные договоренности.
Всем известны экосистемы «Сбера», «Яндекса», МТС, действующие в секторе b2c: они связывают бизнес с потребителями, предлагая последним воспользоваться все новыми и новыми услугами: доставкой еды, такси, заказом билетов, каршерингом и т. д. Подобные цифровые системы появились и в сфере b2b: на их платформах участники определенной отрасли взаимодействуют, чтобы произвести продукт и довести его до покупателя. В частности, такие площадки есть у автоконцернов BMW и Daimler.
На российском рынке направление b2b-маркетплейсов начало развиваться в последние три-четыре года. Одной из первых бизнес-экосистема появилась в пищевой промышленности. Сначала стартап Sweetclub был задуман в качестве компании, которая позволяет российским кондитерам легально продавать торты и десерты с изображениями героев популярных мультфильмов, затем к услугам по лицензированию добавились и маркетинговые (разработка концепции и продвижение). Сегодня онлайн-площадка действует в 62 регионах страны.
Революция в хлебопекарном бизнесе
В2В Маркетплейс М4, созданный в хлебопекарной отрасли, объединяет в рамках своей экосистемы производителей ХБИ, торговые сети, потребителей, а также производителей сырья и ингредиентов. Каждый участник благодаря бизнес-сообществу решает пул своих задач — выигрывают все.
Так, хлебозаводы имеют возможность снизить затраты на логистику с 25 % до 10 %, загрузить производственные мощности до 90 %, оптимизировать издержки на маркетинг и менеджмент. Взаимодействие в рамках экосистемы связывает также производителей ХБИ с теми, кто производит ингредиенты, что дает возможность хлебопекам с помощью М4 совместно закупать сырье и тем самым значительно сокращать расходы.
Ритейлерам М4 помогает повысить маржинальность продаж до 30 %, получить гарантированное высокое качество продукции и выверенный (с помощью исследований потребностей и предпочтений покупателей) ассортимент в рамках федерального бренда хлеба. Покупатели же получают свежий хлеб по оптимальной цене.
Уже сейчас очевидно, что, пользуясь общей инфраструктурой и основываясь на информации о реальных потребностях покупателя по всему ассортименту, производители ХБИ начинают развиваться быстрее, а торговые сети получают менее дорогой продукт с гарантированным качеством на полке.
Сегодня М4, запустив пилот в г. Железногорск Курской области, масштабирует свой проект, расширяя географию за счет других регионов России. И такое развитие вполне ожидаемо, ведь по прогнозам экспертов консалтинговой компании McKinsey, к 2025 году цифровые бизнес-экосистемы будут генерировать около 30 % корпоративного дохода в мире.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх