Несмотря на богатый урожай зерна и государственные субсидии, цены на хлебобулочные изделия повышаются. Одной из причиной роста стало подорожание упаковки. За год ее стоимость выросла больше, чем на 10%. Как рост цен на упаковку отразится на стоимости хлебобулочных изделий? Поговорили об этом с игроками рынка упаковки и представителями хлебопекарной отрасли.
О подорожании упаковки стали говорить еще в начале 2021 года. Тогда компании, производящие ее, заявили о росте цен не только из-за пандемии, но и по причине подорожания сырья. Действительно, цены на ПЭТ, полиэтилен, пропилен стали расти еще год назад. А к февралю 2021 года цена сырья стала значительно выше, чем была в июне прошлого года. К примеру, полиэтилен в начале лета 2020-го стоил 78 тыс. за тонну. Теперь же цена выросла до 115 тыс. руб.
Между тем, производители говорят о том, что сырье составляет 40–70% стоимости готовой упаковки, поэтому такой скачок не мог не сказаться на цене упаковки.
Правительство РФ разработало меры поддержки хлебопеков: чтобы они не поднимали цены на продукцию, были разработаны новые правила предоставления субсидий из расчета 2 рубля за килограмм хлеба. Но эта мера оказалась маловостребованной по словам тех, кому она и предназначалась, ведь она не компенсирует подорожание сырья, упаковки и других составляющих.
Генеральный директор НКПак ( «Национальная конфедерация упаковщиков») Александр Бойко уверен, что увеличение стоимости упаковки не могло не отразиться на хлебобулочной продукции.
— Раньше можно было отказаться от упаковки и не думать о том, что она подорожала. Но в период пандемии требования к ней выросли, без нее в большинстве случаев уже не обойтись, — говорит он. — Население требует безопасности, гигиеничности во всем. Поэтому все мы будем страдать в той или иной степени от этого, ведь подорожание идет снизу, с самого сырья.
Чтобы сэкономить, Бойко предлагает уменьшить количество упаковки на долю продукта, использовать более тонкие пленки. Возможно, именно по этому пути пошла компания Fazer, которая недавно рассказала о переходе на более экологичную упаковку, с более тонкой пленкой и меньшим количеством краски. На запрос редакции компания не ответила.
Бойко отметил, что другие факторы сильнее сказываются на цене хлеба, чем рост упаковочных материалов.
Не совсем разделяет точку зрения производителей упаковки генеральный директор АО «Орловский хлебокомбинат» Андрей Конов. Он убежден, что такого резкого роста цен, как за последнее время, не было ни разу.
— В разных регионах – по-разному, но в среднем доля упакованной продукции не ниже 75% от общего объема производства, а где-то достигает даже 95-98%. Естественно, что рост стоимости упаковки приведет к росту стоимости хлеба. Подорожание упаковки на 30-50% влечет увеличение стоимости хлеба до 10%, — отмечает эксперт.
— В зависимости от стоимости хлеба, составляющая упаковки в процентном соотношении будет разной. Возьмем приблизительную и усредненную стоимость пакета для хлеба в 2 рубля за штуку. Следовательно, в буханке хлеба за 20 рублей — 10% в себестоимости цена упаковки, а в буханке за 40 рублей — уже 5%. А есть еще стоимость клипсы и этикетки, которая тоже относится к затратам на упаковку.
Решить проблему подорожания упаковки он призывает увеличением количества поставщиков.
— Сейчас нельзя иметь одного поставщика, всегда должна быть возможность выбора между несколькими, — комментирует руководитель хлебокомбината. — Большую роль играет также тираж заказа. Его надо наращивать, ведь чем крупнее партия, тем дешевле единица упаковки.
Президент же Российского союза пекарей Алексей Лялин мыслит радикально: он предлагает максимально отказаться от охлаждения и упаковки хлеба.
— Цена упаковки на единицу продукции хлеба — это больше, чем хлебопёк зарабатывает. В цене батона в упаковке стоимость целлофана составляет более 23%. Нужно вернуться к поставкам хлеба без упаковки. Еще один вариант — упаковка продукции покупателем самостоятельно за отдельные деньги. Это принесет экологии России значительную пользу. Не менее полезно это и для покупателей , которые снова будут покупать теплый хлеб безо всяких улучшителей и «продлителей» сроков годности, — уверен Лялин. — «Начни свой день со свежего натурального хлеба» — столь недавний лозунг при почти стопроцентном использовании упаковки становится невозвратным прошлым.
Хлеб без упаковки — это мировой тренд, который у нас всегда был и который мы радостно заменили на глупую историю с резкой и упаковкой.
Сохранение мирового тренда, безусловно, важно. Однако это может разойтись с современными требованиями безопасности, которые предъявляются к продуктам питания. Возможно, выходом станет создание рабочей группы для поиска оптимального решения проблемы. В неё должны входить как производители, так и представители министерств, курирующих данные вопросы.
P.S. 25 августа стало известно, что Арбитражный суд Ивановской области оштрафовал АО «Тандер» (сеть «Магнит») за выставленный на продажу хлеб без заводской упаковки и необходимой маркировки.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх