Доел суп — закуси ложкой! И вкусно, и экологично. Рассказываем о сложностях производства нестандартной продукции.
В 2017 году 23-летний предприниматель из Башкортостана Вадим Фаттахов запустил первое в России производство съедобных ложек. В основе стартапа — идея из Индии, которую наш бизнесмен «докрутил» до российских реалий. Пшеничное тесто, натуральные ингредиенты и несколько вкусов. Например, с чесноком для борща или шоколад с глазурью для тортов и мороженого. Однако, несмотря на уникальность продукта, стартап серьезно подкосила пандемия.
По словам Фаттахова, создать съедобную ложку с нуля было непросто.
Вадим Фаттахов,
основатель стартапа
— Не было не только рецептуры, но и оборудования, — вспоминает предприниматель. — Однако желание сделать уникальный и качественный продукт пересилило. Около полугода подбирали консистенцию теста, которая бы позволила доесть ложкой суп до конца. Профессионалы говорили, что невозможно. А самоучки в итоге сделали. Первые пробники вышли неплохие, но сравнивая то, что мы делаем сейчас, это, конечно, небо и земля. Рецепт за четыре года менялся, но его основа сохранена.
На эксперименты со съедобными ложками предприниматель потратил порядка миллиона рублей. Сюда входят многочисленные формы для выпечки, цена которых доходила до 80 тысяч рублей, создание 3D-моделей, логистика, работа мастеров и закупка продуктов.
— В какой-то момент я бросил считать траты, — признается Вадим. — Мы были увлечены созданием продукта. Первые деньги на стартап пришли с краудфандинговой платформы, порядка 300 тысяч. Но из этих средств больше половины ушло нашим спонсорам на подарки, ведь люди не просто дают тебе деньги на проект, а хотят получить эту ложку себе. Еще 1 миллион 400 тысяч под проценты взяли у инвестора.
К слову, в череде трат графы «реклама» не было. О нетипичном продукте бесплатно рассказывали крупные СМИ. Узнаваемость росла, а вместе с ней приходила и прибыль.
Летом 2019 года стартап находился на своем пике. В месяц продавалось не более 45 тысяч ложек, а доход в месяц составлял от 500 тысяч до миллиона.
— В это время мы также начали строить дилерскую сеть, — объясняет Фаттахов. — Задача была найти в каждом крупном городе страны по человеку, который бы занимался продажей ложек. В 2019 году было около 40 партнеров, но после пандемии все рухнуло. Кто-то пострадал финансово, кто-то понял, что не может работать с ложками, потому что это не приносит ему прибыли. Я это понимаю — экономика на спаде, а в кризис съедобные ложки не самый востребованный продукт. Историю с дилерами развивать пока не планируем.
Во время пандемии резко сократились объемы продаж. Сегодня в месяц изготавливается и продается не более 10 тысяч экземпляров продукта, а доходность не превышает 200 тысяч рублей. Во время праздников наблюдается небольшой рост прибыли.
— Например, сейчас мы вышли на популярный маркетплейс, где берем не количеством проданного, а увеличиваем цену за счет красивой упаковки. На праздники хочется подарить что-то необычное. И съедобная ложка с начинкой, в глазури и яркой упаковке будет востребована, — делится предприниматель. — Однако космических цифр от торговли здесь мы не видим. Вообще прибыль идет понемногу со всех площадок. Например, около 15% из Инстаграм (соцсеть признана экстремистской и запрещена в России), часть из ВК и различных маркетплейсов. Хорошо, когда есть постоянный заказчик. У нас это музей ложек в городе Владимир. Планировали налаживать сотрудничество с популярной сетью, где продаются натуральные продукты. Были длительные переговоры, пробные продажи… Но не срослось.
Что касается себестоимости продукта, то, по словам Вадима Фаттахова, ее можно снизить. Однако для этого потребуются вложения для перенастройки оборудования и постоянный высокий спрос. Пока его нет, цифры выглядят так:
— Себестоимость ложки составляет от 8 до 11 рублей, — считает бизнесмен. — Это и траты на продукты, и ручной труд. Потому что из печки ложка не выходит идеальной, нужен человек, который приведет ее в нужную форму. Средняя цена товара для оптовиков — 15-16 рублей. Обычная ложка стоит 12 рублей, с глазурью — 18 рублей.
Несмотря на тяжелое время, закрывать производство съедобных ложек Фаттахов не планирует, но параллельно занимается и другими продуктами. А его повара стали универсалами — успевают делать и обычные товары, и уникальные ложки. Бизнесмен решил, что с нового года начнет путь на Запад. Именно там съедобная натуральная ложка может быть востребована.
— Ложки жили и будут жить, но нет от них никаких ожиданий, — говорит бизнесмен. — Есть постоянные клиенты, с которыми мы будем продолжать работать, но развивать проект в России не планируем. Много получаем откликов от русскоязычного населения за границей, которые говорят, что в Евросоюзе есть ниша для нас и желающие купить. Поэтому мы ждем интересных предложений. Наш проект перспективный, но важно направить его туда, где есть борьба с пластиком. В России, к сожалению, мы до сих пор не можем от него отказаться из-за дешевизны. В Европе дело обстоит по-другому.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх