В России
Отраслевые союзы — об итогах года
Редакция OHLEBE

Чем запомнился уходящий год представителям отраслевых союзов? Кто стал человеком года и что не стоит забирать с собой в будущее? 

OHLEBE собрал и зафиксировал мнения. Вернемся к этому материалу ровно через год! 

Алексей Лялин, РСП: «Низкую цену на хлеб нужно оставить в прошлом» 

a. lyalin

Алексей Лялин,
президент Российского союза пекарей 

Событие года в отрасли: 

Ввод в эксплуатацию завода «Коломенского», это знаковое событие для всей хлебопекарной отрасли. 

Человек года:  

Владимир Попов —  за динамичное развитие волгоградской компании «Хлебнаш» и увеличение доли рынка. 

А самый заслуженный человек отрасли — директор «Щелковохлеб» Игорь Ларин. Награждение орденом Александра Невского —  высшая госнаграда за большой вклад в развитие отрасли страны.

Что из того, что произошло в этом году, окажет самое сильное влияние на будущее отрасли в целом?

Это приобретение «Коломенским» нескольких заводов, ведь у нас больше 30 % производства сконцентрировано в ЦФО. Думаю, это одно из сильнейших влияний на регион. В будущем это, безусловно, будет менять конфигурацию рынка хлебопечения.

Что хлебопекарной отрасли не надо забирать с собой из 2022 года в 2023? 

В прошлом надо оставить хлеб как излишне социализированный продукт, его надо сделать рыночным продуктом, который учитывает динамику рынка, покупательскую способность населения. Хлеб должен быть высококачественным, традиционным, но рыночным. И низкую цену на кг хлеба, которая привела к закрытию ряда предприятий, низким зарплатам, тоже нужно оставить в прошлом.

Юрий Кацнельсон, РОСПиК: «В прошлом надо оставить проблемы со ФГИС ЗЕРНО» 

y. kaznelson
Юрий Кацнельсон,
президент Российской Гильдии пекарей и кондитеров

Главное событие года в отрасли 

Главным событием в мире в этом году стала сложная политическая и экономическая обстановка между странами. Многие пекари Европы столкнулись с большими трудностями. Кому-то даже пришлось закрыть свой бизнес, потому что люди не могли справиться с возросшими тратами, себестоимость продукции стала слишком высокой, отчего производить ее стало нерентабельно. Но несмотря на это наши дружественные связи с коллегами из Международного союза пекарей и кондитеров не оборвались. Надеемся, что и в следующем году, ничего не помешает нашему сотрудничеству.

Что из того, что произошло в этом году, окажет самое сильное влияние на будущее отрасли в целом?

Одной из важнейших причин убыли сельского населения большинства регионов России является низкая инфраструктурная оснащенность и недостаточная территориально-экономическая доступность хлеба. Чтобы решить эту проблему, РОСПиК разработала проект «Сельское хлебопечение». В этом году его поддержали Министерство сельского хозяйства России и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Пилотный проект будет запущен уже в 2023 году в Новгородской области. Реализация проекта для нашей страны имеет значительный потенциал. Развитие собственного производства – это сокращение расстояния до «прилавка» с хлебом, что дает возможность покупать и потреблять свежий хлеб каждый день, формирование более гибкого механизма ценообразования и выпуск продукции разных ценовых сегментов, оперативное обновление ассортимента и удовлетворение спроса всех слоев населения. Более того поддержка сельских хлебопеков – это создание тысячи новых рабочих мест. Думаем, что наша работа окажет сильное влияние на будущее российского хлебопечения.

Что хлебопекарной отрасли не надо забирать с собой из 2022 года в 2023? 

В уходящем году надо оставить все проблемы, связанные с ФГИС «Зерно». Для микро- и малого бизнеса, доля которого составляет 95,7% в общем количестве предприятий хлебопечения, участие в этой программе станет дополнительной административной нагрузкой, а расходы будут включены в себестоимость конечной продукции. РОСПиК считает необходимым исключить из перечня обязательного подключения субъекты хлебопечения. В сентябре в ТПП РФ состоялся круглый стол по развитию АПК, участники которого приняли резолюцию, в которой обозначили необходимость моратория в сезоне 2022 - 2023 на введение в действие системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки как крайне рискованного шага в условиях текущих реалий рынка. Тестовый период предложили продлить до 1 сентября 2023 года, а за это время провести доработку системы.

Андрей Сущенко, Ассоциация пекарей и кондитеров: «Предприятиям без стратегии придется  туго» 

a.suschenko

Андрей Сущенко,
председатель Ассоциации пекарей и кондитеров

Главное событие года в отрасли

У нас в стране произошло весомое событие, это начало СВО. Из этого события вытекают последствия и для нашей отрасли. Поэтому для меня событием года является продажа заводов Fazer.

Человек 2022-го года

Человеком года определенно можно назвать Дмитрия Козлова, как консолидатора года. Очень стремительный рост.

Что из того, что произошло в этом году, окажет самое сильное влияние на будущее отрасли в целом?

Рост группы «Коломенского»  окажет влияние на рынок в ЦФО. 

В остальном санкции и СВО оказывают негативное влияние на отрасль и это неизбежно еще сильнее скажется в следующем году. Возрастут проблемы с кадрами, и  непонятна позиция государства: проблема озвучивается все последние годы, но ничего конкретного не делается. Зато реализуются различные программы, направленные на рост малого бизнеса. Это хорошо, но там тоже некому работать. Рабочие места создаются, а рабочих нет. 

В этом году все столкнулись с проблемами с запчастями для европейского оборудования, поэтому и наша компания, как и другие, рассматривает для дальнейшей модернизации турецкое, китайское и отечественное оборудование. А это пока не совсем то качество и техническое решение, которое хотелось.

Падение уровня жизни неизбежно скажется на покупательской способности, бедные станут беднее, что отразится на цене на массовые и социальные сорта хлеба. Многим предприятием придется вступить в ценновую войну для удержания объемов, выиграет тот, кто умеет работать с издержками и ассортиментом.

Для сетей тоже начались тяжелые времена: товарные запасы импортной продукции заканчиваются, а отечественные аналоги пока не дотягивают до тех же объемов продаж. Это сказывается на выручке и на проходимости магазинов. Мы прогнозируем, что в новом году большого роста сетевого ритейла не будет. Рост покажут жесткие дискаунтеры, как «Светофор». 

К сожалению, чтобы работать и расти в новом году, надо было готовиться еще два года назад. Предприятиям без стратегии придется очень туго, многие скорее всего закроются. На рынке пекарен тоже идут изменения, дикий рост количества пекарен, наблюдавшийся два года назад, сейчас показывает спад, а те кто работает, испытывают проблемы: «дешево»  уже не получается, а для «дорого» необходимо качество, а с этим проблемы. Кто это понимал и раньше, те продолжат развитие.

Что хлебопекарной отрасли не надо забирать с собой из 2022 года в 2023? 

Два года пандемии приучили нас к годовому горизонту планирования. Сейчас же это месяц, потом неизвестность. Но, несмотря ни на что, планировать и просчитывать несколько вариантов необходимо. Это увеличивает шансы в долгосрочной перспективе. В этом году мы столкнулись с огромным чувством тревожности и депрессии. Приходилось работать над этим и с сотрудниками, и с покупателями. Вот это очень не хочется брать с собой в новый год. В остальном все, что было, это опыт, о котором не стоит забывать.

Рустам Айдиев, Национальный союз хлебопечения: «Оставить утопии, лозунги и тщетные надежды» 

r.aidiev

Рустам Айдиев, 
исполнительный директор Национального союза хлебопечения

Главное событие года в отрасли

Открытием (в негативном контексте) для меня в 2022 г. стали меры государственной поддержки хлебопеков в виде предоставления денежной субсидии на тонну хлеба при условии неповышения цены. Эта мера заведомо несистемная и потому была неэффективна ещё в 2021 г. И когда в январе анонсируется, что её продления не будет (пусть даже под ошибочным тезисом, что она якобы сработала когда это якобы было нужно), а в феврале, что будет (пусть даже и с мизерным увеличением) возникает мысль: а разве ничего экстраординарного не произошло и можно пользоваться теми же решениями, которые принимались до этого?

Ведь даже если не принимать во внимание её суть, а говорить в общем, то управленческие решения, дублирующие принятые до 24 февраля, в условиях после выглядят не всегда уместно, местами слабо или издевательски, и при переходе страны на рельсы по сути мобилизационной экономики подобное состояние дел можно даже рассматривать как вредительство.

Человек 2022-го года

Мне бы очень хотелось номинировать (привет «Золотой малине») Юрия Кацнельсона (президент РОСПиК, прим. ред.) за его последовательность: чтобы ни происходило вокруг (в мире, стране, экономике) в публичной плоскости, он всенепременно верен себе и мажорным тонам: всё нормально, ничего экстраординарного не происходит, никаких (рост себестоимости, дефицит ликвидности, логистика, кадры и пр.) проблем нет, ключ к решению проблем пекарей находится в руках администраций регионов, продолжаю оставаться в рейтинге влияния в аграрной отрасли, отрасль спасёт отмена тахографов и сельские пекари и тому подобные тезисы и инициативы.

Если всерьез (уже в контексте «Оскара»), как мне кажется, им может быть только человек, имеющий отношение непосредственно к производству ХБИ, а не к деятельности отраслевых объединений (если, конечно, не делить лауреатов по номинациям) и в этом году я считаю таковым Дмитрия Козлова. Для людей из отрасли будет вполне очевидным, что я говорю это вовсе не из желания самовозвеличить наш Союз (БКК «Коломенский» является членом НСХ), а за проделанную возглавляемым им холдингом работу в этом беспрецедентно сложном году (которую ещё предстоит продолжать в целях встраивания, оптимизации и развития бизнеса) и её реальным, неэфемерным результатам (объему производства, обороту, территориальной представленности), которые вывели одного из лидеров на безусловное первое место на нашем хлебопекарном рынке.

Что из того, что произошло в этом году, окажет самое сильное влияние на будущее отрасли в целом?

Ровно то, что произошло. Убежден, что на этот вопрос нескольких вариантов ответов не может быть, все другие могут быть лишь следствием.

Что хлебопекарной отрасли не надо забирать с собой из 2022 года в 2023? 

Утопии, лозунги и тщетные надежды на исключительную роль помощи государства в решении отраслевых вопросов. Время и реалии неумолимо показывают, что надо системно и последовательно работать над созданием комфортных условий во всём народном хозяйстве и в первую очередь в его материальных отраслях производства, а не пытаться в моментах, сиюминутно и точечно «латать дыры» в поисках приоритетов или баланса между ними.

Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
рынок хлеба отраслевые союзы эксперты отрасли
700

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Реклама
Реклама