В России
Курское противостояние
592
Полина Макаренко

Российский союз пекарей обратился в Минсельхоз с просьбой разобраться с ритейлерами. 

Последние требуют от производителей снижать цены для поддержания собственной рентабельности, а при отказе выводят продукцию из ассортимента. В обращении упоминаются и конкретные игроки: хлебозавод «Курскхлеб», обеспечивающий около 40% регионального рынка и торговая сеть «Магнит», отказавшаяся от сотрудничества с «Курскхлебом» в пользу другого производителя. 

Одновременно с этим поставку хлебобулочной продукции под брендом «Свежий хлеб» в магазины «Магнита» Курской области начала компания М4, которая строит работу в отрасли по принципу маркетплейса. По информации, предоставленной компанией, ритейлер «отметил улучшение ряда финансовых показателей с точки зрения коммерческой маржинальности, а также РТО, LFL при сокращении потерь». Также в М4 рассказали, что в июне прошлого года компания провела тендер среди производителей хлебобулочных изделий Курской области, поделив территорию на 23 лота для поставки ХБИ. Был определен победитель, продукция которого закрывает сегодня все потребности сети «Магнит» в хлебной категории.   

«Маркетплейс снижает издержки»

m.mamzurin
Максим Мамзурин,
генеральный директор проекта М4: 

«Ситуация была представлена неполно: в вышедших публикациях не  было указано, что «Магнит» использовал для работы маркетплейс. Мы три года разрабатывали платформу и предложили хлебному рынку новую модель взаимодействия между индустриальными производителями хлеба и федеральным и локальным ритейлом, хорекой и e-com. Любой маркетплейс дает  возможность снизить издержки. Например, когда агрегаторы Uber или Яндекс.Такси вышли на рынок, цены на услуги такси упали. То же самое происходит при выходе агрегатора на рынок хлеба — снижаются издержки при производстве и логистике хлебобулочных изделий, при поставке этой продукции на рынок. Принципы работы маркетплейса прозрачны, отвечают рыночным условиям и находятся в рамках текущего законодательства Российской Федерации.

Мы предложили всем игрокам, которых на этой территории более десяти, выпускать продукцию для маркетплейса.  Победителем стал тот, кто смог представить на тендере лучшие условия.  

Поэтому “Магнит” работает на покупателя. Он покупает качественный продукт, который соответствует требованиям рынка, закрывает потребность покупателя по ХБИ, а за счет снижения издержек в производстве и реализации продукция поступает в ритейл дешевле, чем от конкретного производителя. 

Любой игрок, который прошел технический и технологический аудит, может зайти на платформу и принять участие в будущих тендерах. Мы приглашали “Курскхлеб” к участию на площадке, но предприятие не стало участвовать в работе маркетплейса, хотя в любой момент может присоединиться к ней».

Максим Мамзурин отметил, что «Свежий Хлеб» уже проходил проверку антимонопольного комитета (также по обращению «Курскхлеба»), и вопросов ни к его платформе, ни к ритейлеру не было. Он уверен, что тендеры не снижают, а усиливают конкуренцию на территории — ведь на нее могут выйти новые производители. Он также сообщил, что электронная площадка скорее относится к ведомству Минпромторга, а не Минсельхоза.  

«Маркетплейсы дают российской экономике соответствовать мировым тенденциям в изменениях цепочек поставок и снижать себестоимость готовой продукции. Мы готовы искать пути взаимодействия, чтобы  у конечного потребителя был доступ к качественной продукции по максимально справедливой рыночной цене», - считает Мамзурин. 

«Работать по этой схеме нельзя»

n.lopatin

Николай Лопатин,
генеральный директор предприятия «Курскхлеб»

Николай Лопатин, генеральный директор предприятия «Курскхлеб», считает, что в ситуации имеет место сговор между ритейлером и поставщиком. По его словам, все, чего он добивается — чтобы торговые сети соблюдали закон. 

«11 января 2022 года нам пришло сообщение от менеджера торговой сети “Магнит” с информацией о том, что доходная часть от нашей компании составляет 17%, а план 30%. Значит, нужно снизить отпускную цену. Мы объяснили, что наша рентабельность составляет 2-3%, и если мы снизим отпускную цену на 13%, то будем работать в убыток. Нас предупредили, что если мы не выполним предложение, то нам прекратят делать заявки. Мы спросили, разрывают ли с нами договор? На что нам ответили — нет, приостанавливаем. Но ведь мы уже закупили пленку, сырье и материалы, подготовили логистику и людские ресурсы. С 17 числа 170 магазинов остались без продукции “Курскхлеб”. С нами общаются только менеджеры, и даже не по телефону, а письменно». 

Лопатин рассказал, что из головного офиса «Магнита» был получен ответ о создании комиссии, которая рассмотрит обращение в течение месяца. Лишь после того, когда начался шум в СМИ, а люди в магазинах стали спрашивать, где хлеб, “Магнит” назначил видеоконференцию, однако кто примет в ней участие, руководитель хлебозавода не знает.

«Я считаю, что это сговор «Магнита» и М4, – комментирует он. –  М4 — это «прокладка» нашего конкурента, проекта «Свежий хлеб». У них есть договоренность — выбить из торговой сети “Курскхлеб”. Но у торговой сети не должно быть одного поставщика, это закон, и его надо соблюдать. Накрутка на изделия, поставленные проектом «Свежий хлеб», — 50, 60, 70 процентов, хотя торговые сети обратились в ФАС и заявили, что на продукты питания наценка будет не выше 10%. У нас есть и прайс-лист отпускных цен, и цена на полке “Магнита”, мы все это направили в антимонопольный комитет».

Николай Лопатин подтвердил, что предложения о работе с маркетплейсом М4 предприятию поступали, но отметил, что это неприемлемо: 

«Кто собственник проекта “Свежий хлеб”? Генеральный директор М4 Мамзурин Максим Валерьевич! То есть прямой конкурент будет руководить нашим предприятием. Любой разумный человек не пойдет на это. Он говорит: значит, вы не войдете в сеть. Ну, посмотрим. Забрали у нас 15 тонн, но ничего. Мы все равно отобьем. А как он работает, какие у него показатели, нас не интересует. Я понимаю, что работать по этой схеме нельзя. Мало того, что М4 будет единственный поставщик, он будет решать, кому, с кем работать в ассортименте и объеме, свою продукцию продвигать, а конкурента уничтожать».  

По данным «Спарк-Интерфакс», выручка «Курскхлеба» в 2020 году составила 1,2 млрд рублей, чистая прибыль — 43,4 млн рублей. Кроме того, по данным сервиса, ООО М4 является бывшим совладельцем предприятия. Компания М4 в 2020 г. получила чистую прибыль на 4,6 млн рублей, выручка составила 294 тыс. рублей. Согласно Ru-Centre, владельцем сайта svhleb.ru, на котором размещена информация о проекте «Свежий хлеб», является ООО М4. Выручка АО Проект «Свежий хлеб» в 2020 г. составила 1,6 млрд рублей, чистая прибыль — 23 млн рублей. 

Фото к тексту: kpravda.ruhttps://vk.com/kyrskhleb 

Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
рынок хлеба хлебозаводы

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Реклама
Реклама