Президент РОСПиК на бизнес-форуме представил свое видение хлебопекарного рынка России.
Выступление на мероприятии “Без воды”, организованном Общероссийским движением предпринимателей, глава Российской Гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон предварил сообщением о том, что эту информацию присутствующие вряд ли могут прочитать в СМИ или получить правдивую информацию в интернете.
— Сегодня в России около 20 тысяч субъектов хлебопечения, рынок ХБИ — более 800 млрд руб. в год. Это цифры Росстата, естественно, они занижены, ведь самых маленьких Росстат не ловит, и задача у него такая не стоит.
97,5% — это микро- и малый бизнес. Крупный бизнес — 1,1% и около 3% — это средний бизнес. За 30 лет Россия из социалистической хлебной экономики перешла в цивилизованную капиталистическую хлебную экономику. Потому что во всем мире хлебный бизнес — это малый товарный бизнес. Прошло это практически незаметно для населения страны, и это очень хорошо. Государство не мешало этому и абсолютно не помогало.
Мы живем в сегодняшнем мире достаточно спокойно, потому что каждый год вне зависимости от пандемии рынок растет от 1,5 до 3%. Растет и количество субъектов хлебопечения. В России 80% хлебопекарного оборудования производится российскими производителями, но некоторые их этих позиций оставляют желать лучшего. Остальное закупаем за границей, где к российскому хлебному рынку относятся очень лояльно.
В России, чтобы обеспечивать себя мукой, надо выращивать 18, ну максимум 20 млн тонн зерна. А мы с вами знаем, что около 130 млн собирается, из них 70 с небольшим млн тонн — пшеница.
То есть главным сырьем для хлебопечения — мукой — мы завалены, предложение превышает спрос, и от зарубежья это не зависит.
Важным компонентом для производства хлеба являются дрожжи. В России есть немного дрожжевых заводов, самый крупный из них находится в Липецкой области. Его построили китайские инвесторы, это крупнейший в Европе дрожжевой завод, который стопроцентно работает на российском сырье и экспортирует дрожжи в Европу и Северную Африку.
То есть нас сегодняшние ограничения, планируемые с точки зрения бизнеса, практически не волнуют.
Что нас волнует: искореженная экономика. Приблизительно до 40% себестоимости хлеба — это составляющие, которые находятся под регуляторным воздействием государства. Возьмем из них такие, как услуги естественных монополий (газ, вода, электричество и др.). В разных регионах по разному — от 7 до 10%. Это, конечно, совершенно недопустимо. Причем рычаг находится в руках региональных администраций, региональные энергетические комиссии и устанавливают тариф. Государство, вы хотите, чтобы продукт был доступен? Чтобы значительно не росли цены? Посмотрите внимательно в сторону тарифов! Наши призывы практически не востребованы. Хотя могу привести пример, что в советское время у хлебозаводов был ночной тариф. Ночью люди спят и меньше пользуются электричеством, это удобно для пекарей, которые работают ночью, сделать ночной тариф. В целом для государства это не имеет экономического минуса, а для отрасли большой плюс. Почему так не сделать? Но нас не слышат.
Крупным блоком являются земельно-имущественные отношения. Понятно, что аренда, налоги земельные, кадастровая стоимость касаются всех, но это растет такими темпами, что в итоге это и оказывается в цене хлеба.
Когда мы говорим о безопасности продовольственной применительно к хлебу, то мы говорим о территориальной доступности (нельзя за хлебом ездить куда-то или хлеб не должен приезжать за десятки километров) , об экономической доступности (он должен быть доступен кошельку любого гражданина) , и, наконец, его показатели, которые мы называем потребительскими. Если вам это нравится и вкусно, при наличии первых двух (условий) вы будете покупать.
А так как хлеб имеет ограниченный срок реализации — до 72 часов массовые сорта, понятно, что гражданин раз в два дня несет деньги пекарю. Но пекарю ли он эти деньги несет? Нет, он в основном несет их в торговлю. То есть он несет по оптовой цене, а торговля, преимущественно сети, прибавляет 15-30 или более процентов. И с этой ценой вы сталкиваетесь на полке магазина. А в цивилизованном мире пекарь сам продает продукцию. Вот эта большая, а иногда огромная маржа, которая остается в торговле — это тот потенциал, который дает возможность пекарю развиваться и чувствовать конъюнктуру рынка, и подстраиваться под возможности покупателя.
Хотел бы вас предостеречь. В “Собачьем сердце” вы знаете выражение “Не читайте по утрам советских газет". Меньше воспринимайте любую “новость” из сети о том, что этого не достает, что снова скачок цен, что хлеб на дрожжах — это происки фашистов и прочие гадости. Хлеб — это один из продуктов, к которому у Роспотребнадзора нет никаких претензий. Это самый безопасный для здоровья и самый нужный продукт для человека. Занимайтесь хлебопечением, и все будет нипочем!
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх