Пару недель назад мы опубликовали комментарий исполнительного директора НСХ Рустама Айдиева к видеоролику доктора Ковалькова «Хлеб — это яд». Похоже, пора и редакции высказаться по этому поводу.
Мы, признаться, не сразу приняли решение выпустить комментарий в свет.
Во-первых, вопросы были заданы вполне конкретные. В ответ мы получили рассуждения о внутриотраслевых проблемах. Которые освещать, разумеется, необходимо: для этого и созданы площадки OHLEBE, где у каждого есть право высказаться. Мы это только приветствуем. Но попытка сделать это в рамках запрошенных комментариев нам кажется не совсем корректной.
Удивительно, но исполнительный директор НСХ делает то, против чего сам же и протестует в своем тексте. То есть, пользуется инфоповодом с доктором Ковальковым, чтобы попиариться. Например, из комментария мы можем узнать, чем планирует заниматься межотраслевой проект «Хлебная инициатива», какие сложные задачи планируется решать и что далеко не все могут попасть в круг «честных и «буйных» в хорошем смысле этого слова коллег.» Это ли не пиар?
Кстати, мы, как отраслевое медиа, пока в этот круг, кажется, не вошли.
Можно было бы опубликовать часть ответа, которая касалась только реакции на подобные ролики. Цитируя, опять же, господина Айдиева, «Колхоз — дело «добровольное». У нас, как и у других СМИ, нет обязательств публиковать комментарии полностью. Теоретически такое может привести к искажению позиции эксперта, но не в этом случае. Обозначенные в тексте проблемы — и это во-вторых, - показались нам настолько важными, что в итоге комментарий был опубликован целиком.
В-третьих же, не будем скрывать, свою роль сыграло и любопытство. Какой будет реакция отраслевого сообщества на такую провокацию? Оказалось, это и есть самое интересное.
Дискуссии не вышло.
Публично ответить на комментарии представителя НСХ не захотели ни в РСП, ни в Роскачестве, ни в РОСПиК. И не так уж важно, по какой причине: результат одинаковый. И на наш взгляд, это очень показательно. О том, что происходит в хлебопекарной отрасли, заметной полемики практически нет.
Ее нет в отраслевых СМИ. Споры о той или иной технологии еще встречаются, но о том, что происходит внутри отраслевого сообщества - тишина. Хотя, казалось бы, а где же еще?
Нет в общественно-политических медиа — ну, тут все понятно, там своя повестка. Поговорили о том, что хлеб нынче не тот, но все время дорожает — и ладно.
Нет ее, что удивительно, даже в соцсетях! Хотя эти площадки — прекрасная возможность для дискуссий, инсайтов, шлифовки мнений и бесконечной обратной связи (впрочем, может быть, кому-то она не так уж и нужна?). В соцсетях, например, не представлены ни РСП, ни НСХ, ни АПК. Разве что РОСПиК проявляет активность, но посты Гильдии так трогательно безобидны, что споров не выходит и там.
Так стоит ли удивляться роликам, где люди в белых халатах рассказывают про нехороший хлеб? Стоит ли удивляться процветанию мифов о хлебе? Стоит ли удивляться жалобам потребителя на то, что хлеб невкусный, а цены на него растут?
Никто и нигде в отрасли толком не говорит ни с товарищами по цеху, ни с потребителем, ни со СМИ, ни с другими общественными институтами. Не присутствует там, где есть острый спрос на информацию. И пустоту заполняют те, кому молчание хлебопеков приносит бонусы — в виде популярности или денег.
Любопытно, что потребителей, верящих в легенды, мифы и откровенную ложь о хлебе, цитируя Рустама Айдиева, называют «сектантами». Но любая секта держится на том, что дает человеку чувство поддержки, участия, решения его проблем. В вышеупомянутом ролике доктор ведет доверительный диалог со своей аудиторией, активно реагирует на комментарии, разъясняет свою точку зрения. Как эксперты — мы понимаем зачем он это делает и как. Кто-то пришел под его ролик поговорить с «сектантами?» Кто-то ведет свой регулярный канал, на котором рассказывают о том, где и как делается современный хлеб? Не для коллег из отрасли — для потребителей. У которых нет под рукой другой заслуживающей доверия информации. Так что же они противопоставят доктору Ковалькову, который обещает им красоту и здоровье при отказе от хлеба?
Конечно, единичные публикации о пользе хлеба, о том, что термофильных дрожжей не существует, встречаются. Но как раз тут с исполнительным директором НСХ мы согласны: они не не приносят заметных изменений, и конечно, не могут принести. Нет в этом системности, как нет и единой реакции на проблему, нет консолидированного мнения и наработанной привычки публично отстаивать свою точку зрения — и поэтому возгласы отдельных представителей почти не слышны.
Представитель НСХ полагает, что обязанности отвечать на подобные высказывания нет ни у кого. Но похоже, у отраслевого сообщества нет времени, желания и умения полемизировать.
Что ж, зато у собирательного доктора-диетолога-нутрициолога-блогера всего этого с избытком. Он-то видит в этом прямую выгоду — поэтому и ролики выходят как с конвейера, пишутся книги и публикуются посты в Инстаграм — для тех, кто любит посмотреть картинки. И, опять же цитируя Айдиева, «клиника продолжает лечить».
Пока голос отрасли не станет громче, пока экспертиза будет демонстрироваться коллегам, а не потребителям, которые обязательно начнут возражать и сопротивляться, будут множиться подобные ролики и процветать те, кто наживается на человеческом незнании, а хлебопеки — год за годом терять аудиторию.
Вместо послесловия
Однажды на редакционной планерке OHLEBE на вопрос: «Ну что, какие новости вас больше всего зацепили?» коллега честно ответила: «Меня зацепил сам факт, что в отрасли есть новости». Пожалуй, это самая точная характеристика того, как сегодня выглядит хлебопекарная отрасль со стороны.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх