Третье за последние два года совещание Минсельхоза, касающееся производства твердой пшеницы в России, может стать революционным.
Ранее мы писали о возникшем в 2021 году дефиците муки твердых сортов на рынке и об обращении производителей макарон в правительство.
Увеличение производства твердой пшеницы признали объективной необходимостью, связанной с дефицитом и опережающей потребностью перерабатывающей промышленности. Несмотря на малую долю ее зерна в общей структуре, основные продукты в виде макаронных изделий, манки и круп являются стратегическими в структуре питания россиян. Более того, были сделаны первые шаги в решении проблемы: увеличение посевных площадей и отдельная строка по твердой пшенице в статистике.
Минсельхоз заявил, что в 2022 году посевные площади под сортами твердой пшеницы будут увеличены до с 650–700 тыс. га до 790 тыс. га. Планомерное увеличение площадей в сочетании с ростом урожайности позволит в ближайшей перспективе нарастить производство культуры до 1 млн тонн. А к 2025 году, по оценке экспертов, этот показатель может достичь 1,8 млн тонн.
ФГБУ «Россельхозцентр» должен обеспечить сбор информации о потребности и наличии в субъектах Российской Федерации семян твердой пшеницы (тритикум дурум) на постоянной основе.
80% сбора твердой пшеницы в стране обеспечивают семь регионов, а именно:
Большинство из них находятся в зоне рискованного земледелия.
Исходя из данных МСХ «Динамика производства твердой пшеницы в субъектах РФ», приводим цифры по регионам, где твердой пшеницы производят больше всего:
Регион |
Валовый сбор 2021, |
Ожидаемая S посевных 2022, |
Оренбургская область |
182,2 (-86,5 к 2020-му) |
308,1 (+34,1) |
Челябинская область |
109,2 (-2,8) |
169,1 (+32,2) |
Саратовская область |
84,9 (+36,2) |
63,2 (+3,4) |
Омская область |
58,2 (-0,4) |
49 (+7,4) |
Самарская область |
50,8 (+2,6) |
37 (+0,7) |
Потребность в зерне твердых сортов оценивается в 850 тыс. тонн, а с учетом перспектив экспорта эта цифра может составить более 3 млн тонн. Сейчас дефицит компенсируется импортом зерна.
Одним из инициаторов диалога с МСХ был Национальный союз селекционеров и семеноводов (НССиС). Прокомментировать происходящее мы попросили руководителя рабочей группы по твердой пшенице НССиС Сергея Грошева. По его мнению, есть основания считать, что отраслевой застой будет преодолен, поскольку уже решен вопрос отдельной строчки в статистике, из которой станет понятно, сколько точно производится пшеницы твердых сортов. Это позволит Минсельхозу понять, какой вид господдержки потребуется. А она будет нужна.
«Минсельхоз оценивает количество твердой пшеницы, полученной в 2021 году, в 735 тыс. тонн. Если отбросить 130 тыс. тонн – потребность семян, останется порядка 600 тыс. тонн. Из них, по данным Минсельхоза, вывезено 95 тыс. тонн – это уже 500 тыс. тонн. Российский союз мукомольных и крупяных предприятий приводит следующие цифры: обеспеченность промышленности крупкой составляет 400 тыс. тонн, при ее выходе 70%. При этом в год производится макарон 1 млн 485 тыс. тонн».
Возникает вопрос, из чего готовится такой объем, если каждая макаронная компания указывает, что они производят исключительно категорию А, исключительно из твердой пшеницы высших сортов? К тому же за последние годы производство твердой пшеницы 1 и 2 классов крайне незначительно. Анализ сортового состава семян твердой пшеницы урожая 2021 года, по сведениям Центра оценки качества зерна, показал, что 1 класса всего 2% (только Алтай), второго нет вообще, 50% третьего класса, остальное – 4 и 5 классы. Информация для производителей качественных макарон печальная.
От крупнейших переработчиков выступил генеральный директор ООО «Барилла Рус» Михаил Путилин, который подтвердил, что в условиях дефицита предложения цены на товарное зерно выросли на 80%, и производителям макаронных изделий крайне сложно удерживать существенный рост цен на конечную продукцию. Он также сообщил, что добросовестные производители макаронных изделий объединили усилия, создав профессиональную ассоциацию. Переработчики также поддержали предложения рабочей группы НССиС по редакции ГОСТов на товарное зерно, муку и макаронные изделия.
Сегодня стандарты по производству макаронных изделий устаревшие, большинство предприятий работает по ТУ, принятым еще в 90-е годы. Что приводит к нездоровой конкуренции между добросовестными производителями макарон из муки твердых сортов пшеницы и теми, кто производит фальсификат.
Сергей Грошев: «Если человек купил пачку хороших макарон 3 класса из мягкой пшеницы, надо честно писать класс Б и стоить они будут 30 рублей. За это будут биться макаронные предприятия, и мы, как национальный союз, их поддержим».
Проблемы отрасли, выявленные НССиС, — это нестабильность производства, дефицит семян, затратное производство и логистика (производство удалено от перерабатывающих предприятий), отсутствие статистики и стандартов качества (действующий ГОСТ 9353-2016 не учитывает современные требования российских макаронных производителей). Также рабочая группа говорит о необходимости доработки стандартов, в частности о включении показателей цветности и индекса глютена – то есть качества клейковины.
Свои предложения по стабилизации производства твердой пшеницы НССиС сформулировали в пяти пунктах так:
Производство и переработка твердой пшеницы – более дорогая технология по сравнению с мягкой, меньше урожая – выше себестоимость. Поэтому, считает Сергей Грошев, господдержка нужна. Какую форму выберет Минсельхоз по итогам урожая 2022 года, станет ясно после получения статистики:
«Увеличение площади и статистика уже позволили сдвинуться с мертвой точки. Но если мы на этом успокоимся, валовка будет хорошая, цены на твердую пшеницу поползут вниз, к 2023 году производители разочаруются и вернутся к более доходным культурам».
По оценкам рабочей группы НССиС, уже к 2025 году можно выйти на производство в 1,5 млн тонн и более. Российский союз мукомольных и крупяных предприятий (РСМКП) сообщил, что предприятия готовы переработать большое количество твердой пшеницы.
Насколько оптимистичны планы Минсельхоза по увеличению посевных и увеличению производства и что может помешать их воплощению?
Светлана Долаберидзе, генеральный директор «Агролиги Центра Селекции Растений» считает, что увеличение посевных площадей возможно, если посев будет производиться собственными семенами, хотя по сертифицированным семенам наметился дефицит.
«Эти плановые цифры базируются на прогнозе потребности российских переработчиков и устойчивом спросе на мировом рынке. При этом надо учитывать не только количество, но и качество зерна твердой пшеницы. Для производства качественного зерна нужны сорта и сортовые технологии. Если МСХ РФ будет разработана программа развития производства твердой пшеницы до 2030 года (подобно программам по рапсу, сое и другим), о которой упоминалось на совещании, все эти плановые цифры будут достигнуты.
Объективные причины, которые будут способствовать развитию производства: погектарная поддержка, определение списка ценных сортов, увеличение размера субсидий на элитные семена, компенсация части тарифов на перевозки зерна, компенсация затрат переработчикам со стороны государства по факту выплаты премии отечественным производителям за качество зерна. Помешать планам по увеличению производства качественного зерна твердой пшеницы может несоблюдение одного из вышеназванных условий».
Кроме того, считает эксперт, для стабильного производства необходимого переработчикам качественного зерна следует развивать контрактное производство. В перспективе надо формировать производственно-сбытовую цепочку.
«В целом, – считает Светлана Долаберидзе, – все прогнозы до настоящего времени являются оценочными, поскольку не ведется статистика производства данной культуры. Прозвучавшее на совещание известие, что в 2022 году в статистике МСХ будет выделена твердая пшеница как агрокультура, является базовым условием для оценки производства твердой пшеницы, анализа возможностей оптимизации производства качественного зерна».
Текст: Анна Руденко
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх