В России
Поставщики боятся монополий 
132
Редакция OHLEBE

Отраслевые объединения производителей продуктов питания и напитков обратились к Михаилу Мишустину с просьбой не отменять запрет на расширение торговых сетей. 

О том, что ритейлерам хотят разрешить временно превышать долю в 25% рынка на определенной территории, стало известно в начале мая. Снять ограничения для торговых сетей, которые хотят приобрести уходящие из страны иностранные компании, предложил Минпромторг. 

Эта идея серьезно обеспокоила поставщиков: снятие запрета может привести к монополизации и росту цен для конечного потребителя, а также к ухудшению условия для производителей, считают они. 

В письме, которое отраслевые союзы производителей продуктов питания и напитков направили на имя Михаила Мишустина указано, что в 2021 году ФАС фиксировал более высокие цены на одни и те же продукты в зависимости от занимаемой доли торговой сети в городских округах. В границах 745 территорий, где отдельные торговые сети занимали доминирующее положение, стоимость пшеничной муки, хлеба, мяса кур и свинины была выше более чем на 10%.

В то же время рентабельность продаж для отрасли ритейла за последние пять лет выросла, указывают составители письма, а для отраслей производства пищевой продукции и напитков снизилась. 

«Монополизация рынка ритейла ведет к сокращению ассортиментного предложения товаров, ограничению доступа к полке большинства предприятий АПК, перераспределению дохода по цепочке “от поля до прилавка” в  пользу крупнейших торговых сетей, а снижение конкуренции влечет за собой снижение  инвестиционной привлекательности пищевой и перерабатывающей промышленности», — говорится в письме.

От лица хлебопеков обращение подписано исполнительным директором Национального союза хлебопечения Рустамом Айдиевым. 

— Ситуация двойственная. С одной стороны я как эксперт выступаю против таких поблажек,  — комментирует ситуацию Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети. — Доля  X5 Group, в частности, в Петербурге уже превышает 25%, и сейчас еще больше вырастет. А на полках магазинов при этом ассортимент остается весьма скромным: в основном это продукция крупных поставщиков.  Как бы они ни говорили, что заводят продукты локальных игроков и фермеров, по факту такие производители им не особо интересны. Для небольших региональных производителей и региональных сетей, которые пока еще есть, получение такого монопольного преимущества очень плохо. Будет сокращаться ассортимент, будут банкротства и закрытия небольших производств, потому что будет снижаться уровень конкуренции. А с другой стороны — ушла PRISMA в Петербурге, кто на ее место мог бы зайти? Не X5, так «Магнит», «Лента», что одно и то же по большому счету. Какие-то локальные сети вряд ли потянут открытие такого количества магазинов. Так что какая-то логика в том, чтобы сохранить рабочие места, чтобы помещения не простаивали, есть. 

Михаил Лачугин,
консультант по продвижению товаров в торговые сети

Эксперт внес предложение: если уж X5 получает такую преференцию, пусть заводит местных производителей на полки, установит лимит для фермеров, пекарей, производителей крафтового пива и так далее.

— Пускай даже ассортимент в разных магазинах чем-то будет отличаться. Возможно, это идеалистическое предложение и в условиях жесткой работы федеральной сети оно практически невозможно. Но если мы даем торговой сети преференции свыше тех, которые положены законом, то должны давать и другим игрокам рынка, которые однозначно понесут издержки, какие-то дополнительные бонусы. А этого не происходит, — говорит Михаил. 

s.nemirovski

Сергей Немировский,
исполнительный директор НАПМИ

Сергей Немировский, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей макаронных изделий (НАПМИ), отмечает:
— В целом мы разделяем тревогу остальных производителей о наращивании доли отдельных торговых сетей свыше 25 %. Но также понимаем, чем вызвано такое решение правительства: площади ушедших из России сетей, их объемы должны перераспределиться, и то, что предлагается сделать — самое простое. Возможно, стоило бы посмотреть немного глубже, посоветоваться с производителями и представителями других сетей, провести SWOT-анализ, предложить что-то сетям регионального или даже городского масштаба.

Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
регулятор ритейл

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Есть о чем рассказать?

Вы можете предложить свою публикацию.

Реклама