Ассоциации хлебопеков заявляют о том, что работают для поддержки отрасли и своих участников. Так ли это, зачем отрасли столько профильных объединений и можно ли измерить их эффективность, выясняла Ольга Великанова.
Сейчас в хлебопекарной отрасли существует несколько союзов, которые заметны в информационном поле.
Как комментирует Сергей Щедрин, председатель совета директоров КБК "Черемушки", председатель Правления Национального Союза Хлебопечения, находящихся на слуху федеральных Ассоциаций в хлебопекарной отрасли – четыре. «Это РСП, наша Ассоциация, АПК, РОСПиК», - говорит он. - Не исключаю, что будут создаваться другие, как на федеральном уровне, так и на региональном».
Но, по его словам, количество Союзов не означает качество: появление новых не создает проблем для отрасли, но и не решает их.
«Если новые объединения не будут работать лучше существующих, то это лишено смысла. Я считаю, в хлебопекарной отрасли достаточно двух союзов: одного - для крупных промышленных компаний, другого - для малого хлебопечения», - отмечает Сергей Щедрин.
Вопрос создания новых союзов действительно насущный. Насколько новые союзы решают те задачи, которые актуальны для бизнеса?
«Как говорил Стивен Хокинг, Вселенная будет расширяться до тех пор, пока место для этого есть, - считает Андрей Сущенко, генеральный директор компании «Хлебная Мануфактура» (Смоленск), председатель правления Ассоциации Пекарей и Кондитеров «Росхлеб» (АПК). - Если ассоциации создаются, значит, у бизнеса есть в них потребность. Возможно, существующие объединения не полностью решают задачи производителей, либо есть нишевые сегменты. Участники рынка будут объединяться и по территориальному признаку, чтобы было комфортно в своем регионе обсуждать локальные проблемы». Он добавляет, что возможно, в сегменте малого хлебопечения появятся новые игроки, так как эта сфера активно развивается, открываются новые мини-пекарни, либо уже успешные компании расширяют сеть. «Так что число ассоциаций будет увеличиваться», - констатирует он.
Почти все отраслевые объединения декларируют одинаковые задачи: лоббирование интересов отрасли на уровне госструктур, как федеральных, так и региональных, экспертиза законодательных актов, маркетинговая и юридическая поддержка. Все ли эти задачи решаются, и у кого это получается лучше?
Самая щекотливая тема – диалог с властью. Он необходим, и ассоциации это понимают. Другое дело, что каждый союз стремится отстоять точку зрения своих членов, и бывает, что она разная. Подход «лебедь, рак и щука» только вредит отрасли.
Лоббировать интересы участников рынка – одна из основных миссий ассоциаций.«Диалог с властью нужен, но необходимо понимать, что многие из игроков отрасли хотят поддержать свои интересы для решения индивидуальных задач. К чему такое лобби на уровне властей может привести, не всегда можно предугадать. Возможно, к отрицательному эффекту», - рассказывает Андрей Сущенко.
В диалоге с госорганами важен статус организации. К локальным союзам власти далеко не всегда прислушиваются.
«На данный момент в каждом сегменте рынка ХБИ происходят незаметные, но серьезные изменения. Появляются и пропадают новые крупные, средние игроки. Например, пекарни сетевого ритейла значительно влияют на весь рынок, частные семейные пекарни стали привычны для нас. Все игроки рынка более или менее зависят от тех решений, которые принимают законодательные, исполнительные, контролирующие органы», - рассуждает президент Российского союза пекарей (РСП) Алексей Лялин.
Он объясняет, что, как правило, в органах отраслевого влияния не так много специалистов, имеющих практический опыт в хлебопечении. Поэтому им требуются консультации практиков. Чем сильнее становится централизованное управление на уровне власти, тем больше участникам рынка необходима защита своих прав. «У территориального подхода снижается эффективность, поэтому роль всероссийских и межрегиональных союзов приобретает все большее значение», - говорит он. Нужно учитывать, что узконаправленные союзы, небольшие объединения, как и политические партии, безусловно, вправе существовать. Но их мнение мало влияет на происходящие процессы или на принятие решений государственных и муниципальных органов, заключает Алексей Лялин.
Кроме статуса, значение, возможно, имеет длительная история существования и масштаб отраслевого объединения.
Так, РОСПиК (по предоставленным гильдией данным) объединяет 54 организации, в том числе 10 региональных гильдий пекарей и кондитеров, индивидуальных предпринимателей, представителей микро-, малого и среднего бизнеса, индустриального хлебопечения, предприятий потребительской кооперации, ритейла, представителей смежных отраслей. «В целом, это более 400 субъектов предпринимательской деятельности», - отметили в пресс-службе РОСПиК. В работе с госорганами в 2020-2021 годах РОСПиК внесла 16 предложений по корректировке законодательства, касающихся хлебопекарной отрасли. Также РОСПиК принимает участие в двух экспертных рабочих группах согласно плану мероприятий ("Дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины» и др. К сожалению, авторизованных комментариев от РОСПиК редакции не предоставили.
Сергей Щедрин (НСХ) также уверен, что с властью нужно договариваться. Прежде всего, в интересах игроков отрасли.
«Один из примеров решаемых нами задач в сфере диалога с госорганами в целях защиты интересов участников отрасли. На государственном уровне была инициатива ввести 10% пошлину на импортируемое пищевое оборудование, в том числе хлебопекарное. Для членов НСХ, и в целом для хлебопеков этот вопрос крайне важен. Качественное российское оборудование производится, но его немного, основное – импорт. Это немалые инвестиции при низкой маржинальности. Благодаря, в том числе, нашим усилиям, пошлина не была введена. Наши участники (члены НСХ) – крупные производители, для которых крайне важна стоимость импортируемого оборудования, но и для малых производств этот вопрос весьма значим», - уточняет он.
Нередко в зависимости от целей конкретной организации, интересы в лоббировании расходятся. Каждый преследует свою цель. Но это только ослабляет отрасль.
«Исходя из идеологии общественной организации, у всех игроков разное видение каждой проблемы, подходы к их решению. Когда союзы дают разные ответы и решения, это ослабляет позиции отрасли. Поэтому надо договариваться и согласовывать предложения и решения союзов. В большинстве случаев это удается. Если, нет, то мы спорим. Это хорошо, значит, что нам небезразлично наше будущее», - считает Алексей Лялин.
Декларация целей и их достижение – не одно и тоже. «Да, большинство заявляют схожие цели. Главный вопрос: каковы пути их достижения? У некоторых ассоциаций в этом и кроются проблемы: в методиках, тактиках, стратегии. Нужно «шагнуть на ступеньку ниже» от деклараций и посмотреть конкретно: что вы делаете?», - рассуждает Сергей Щедрин.
Лобби в госорганах – важная, но далеко не всегда главная задача для отраслевых союзов. «Мы понимаем, что наши проблемы в основном ложатся на наши плечи, решать их нужно самим. Ожидать, что кто-то за нас это сделает – удел слабых. Создание союза только с целью работать с властью, на мой взгляд, необоснованно», - говорит Сущенко. - Мы больше направлены на работу по поддержке бизнеса. Это содействие в повышении квалификации их сотрудников, развитию бизнеса, маркетинговая поддержка, в том числе консультации профессиональных маркетологов, которые готовы провести аудит. Сейчас разрабатываем несколько маркетинговых проектов, материалы будут направлены нашим членам».
Как считают представители ассоциаций, одна из главных целей для них на данный момент – коммуникация с конечным потребителем. Из разных источников покупатель получает противоречивую, а часто и ложную информацию: этот сорт хлеба «хороший и полезный», другой не соответствует трендам ЗОЖ, некоторые утверждают, что хлеб совсем необязателен в рационе.
«Конечно, такая работа нами проводится. Но это самый тяжелый, длительный и затратный процесс. Верх мастерства Союза, идеальный результат – эффективная коммуникация с потребителем», - уверен Сергей Щедрин.
Аналогичного мнения придерживается Андрей Сущенко: «Основное для нас – выстраивание коммуникаций с покупателем. Эта работа не всегда видна у других ассоциаций, но очень важна. Потребление хлеба в России снижается. Отчасти и потому, что идет продвижение ЗОЖ, и это хорошее направление. Но ведь хлеб – это продукт для здоровья. Когда на профильных мероприятиях ведутся разговоры, например, о том, что дрожжи и безглютен не вредны, это правильно, но хлебопеки и сами это знают. А как донести эту информацию до наших покупателей? На этот вопрос пока далеко не все смогли ответить. Мы для себя это прорабатываем, готовим проект, когда он будет доработан, представим его для обсуждения».
По мнению экспертов, не всегда на это направление нужен существенный бюджет, хотя без него не обойтись. Но рассказывать покупателю о том, «что хорошо, а что плохо», можно и в своих торговых точках, и в экспертных комментариях в СМИ.
Существует ли конкуренция между союзами? Да, но опосредованная.
«Для нас жесткой конкуренции нет, нам не нужно больше участников. Нужно лучше. У нас должны быть первые игроки в своем регионе. И мы спокойно относимся к тому, что некоторые производители выбирают другие Союзы», - рассказывает Сергей Щедрин. Хотя по его наблюдениям опосредованная конкуренция между союзами существует, в основном во взаимоотношениях с властью. «Например, к РОСПиК и РСП с более длительной историей, наверное, многие привыкли. Но на бизнесе игроков отрасли сильного влияния такой конкуренции я не вижу», - поясняет он.
Ротация членов между союзами – нередкое и закономерное явление. «Часть компаний, которые сейчас в нашей Ассоциации, перешли из Российского союза пекарей. Из нашего союза никто не выходил, кроме одного предприятия, которое решило сделать акцент исключительно на кондитерских изделиях, а не на ХБИ. Но мы сохранили с ними отличные отношения», - резюмирует Сергей Щедрин.
Каждый участник ассоциации может изменить свое мнение в зависимости от потребностей. «Чем динамичнее в последние десятилетия происходят изменения на рынке хлеба, тем больше это отражается на стремлении хлебопёков выработать оптимальное общественное движение, - рассуждает Алексей Лялин. - Поэтому ротация членов между объединениями – логичный процесс. Например, и от нас некоторые игроки рынка уходили по индивидуальным для них причинам, но приходят новые. Показательны были наши встречи и переговоры с производителями в марте-апреле этого года в Мурманске, Карелии, Волгограде, Ростове, Калмыкии. Многие вступили в РСП. Так как увидели в этом целесообразность. В итоге в начале года в нашей Ассоциации было 44 отделения, на данный момент – 48».
Как оценить эффективность работы конкретного союза – вопрос непраздный, и каждое предприятие «примеряет на себя».
«Это всегда субъективная оценка каждого члена, у него могут быть проблемы локальные, не федерального уровня, которые нормальный Союз должен помогать решать, - объясняет Сергей Щедрин. - Я общаюсь с каждым собственником или генеральным директором предприятия, в случае, если у него есть конкретная проблема. И здесь опять же вопрос качества, а не количества. Если членов не так много, то больше внимания и времени можно уделить каждому. Общей «линейкой» эффективность Союза измерить невозможно».
Привлекать новых членов только заявлениями о том, что все их желания будут удовлетворены - «тупиковый путь», по выражению одного из участников материала. Главное – результат.
По мнению Кирилла Флегонова, генерального директора компании НЕОС ИНГРЕДИЕНТС (Москва, компания является членом Российского союза пекарей), эффективность можно оценить, когда ассоциация не просто существует, а добивается поставленных целей.
«У предприятий может возникнуть масса проблем. Например, со сбытом, с выходом на экспорт, с поддержкой в СМИ. Решение данных проблем владельцы предприятий зачастую могут получить у той или иной ассоциации. Но если помощь не оказывается, то участник выберет другой путь решения проблемы. Очень важно получать поддержку и помощь, а не метаться туда-сюда, не понимая где найти решение», - уверен он.
Как считают в РОСпиК, в первую очередь эффективность оценивается по периоду длительности существования отраслевого объединения. Во вторую - по реальным достижениям – кому союз помог в частном порядке, либо отрасли в целом, когда необходимо внесение изменений в нормативно-правовые акты.
Рыночная и политическая ситуация, а также упорство в достижении поставленных целей определят, будет ли увеличиваться число союзов либо некоторые станут объединяться. Во втором случае главное – схожие приоритеты.
«Отраслевые ассоциации — это один из примеров объединения людей или компаний для достижения единой цели на основе общего интереса. Их появление говорит о зрелости той или иной сферы бизнеса. Это означает, что ее представители воспринимают друг друга не только как конкурентов, но и как коллег, и осознают наличие общих целей и интересов», - рассуждает Кирилл Флегонов.
Стоит ли входить в тот или иной союз, производитель решает сам. Объединения утверждают, что совместно решать проблемы эффективнее, чем одному. Главное выбрать - с кем объединяться.
«Сейчас проблемы хлебопёков все более унифицируются и усложняются. Поэтому каждый производитель, пытаясь их решить, вступает в организацию, которая, по его мнению, способна на это. Если решения ряд производителей в одном объединении не находят, то отдельные группы идут по пути создания своих сообществ. Создание новых общественных организаций, их слияние или прекращение деятельности - вопрос открытый и мы увидим дальнейшие изменения», - резюмирует Алексей Лялин.
Справочно:
"Российский союз пекарей" (РСП), г. Москва, создан в 1993 году. Президент – Алексей Лялин, управляющий группы компаний «Delavant», головным предприятием которой является Владимирский хлебокомбинат. В РСП 48 региональных подразделений, более 122 руководителей представляют предприятия.
НП "Российская Гильдия пекарей и кондитеров" (РОСПиК), г. Москва, создано в марте 1997 года. Президент - Юрий Кацнельсон. В организации 38 членов.
Национальный союз хлебопечения (НСХ), зарегистрирован в июле 2018-года, г. Москва. Председатель Правления - Сергей Щедрин, председатель совета директоров КБК "Черемушки". На данный момент в союзе 20 членов.
Ассоциация пекарей и кондитеров (АПК): зарегистрирована в ноябре 2020 года, г. Смоленск.Председатель правления – Андрей Сущенко, генеральный директор компании «Хлебная мануфактура». Сегодня в АПК состоит 15 членов.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх